Вежливости на дорогах можно научить

На безопасность дорожного движения влияют не только развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, рейды Госавтоинспекции, социальные кампании по БДД, но и взаимоуважение автомобилистов на дороге. Культура вождения в России действительно повышается, но до высокого уровня нам ещё нужно подрасти. Разбираем секреты культурного вождения, которыми не делятся в автошколах и способны сделать наши ежедневные выезды на российские дороги безопаснее и спокойнее.
iStock
Негласные правила российских дорог

Несколько лет назад в России проводили опрос среди автомобилистов и просили их оценить культуру вождения в стране. Более 50% участников исследования заявили, что часто сталкиваются с некорректным поведением других водителей на дороге - от ежедневного хамства до раза в неделю или месяц. Многие респонденты добавляли, что воспитание культуры вождения начинается с автошколы, где новичкам объясняют ПДД, но не всегда рассказывают о негласных правилах поведения на дорогах. Эта водительская этика приобретается уже на практике и передаётся от более опытных водителей к молодым. Интересно, что Госавтоинспекция поддерживает некоторые неформальные правила дорожного этикета и публикует их в своих официальных источниках. Вот некоторые дорожные сигналы, которые характерны для наших водителей:

- Извиняемся и благодарим аварийкой. Короткий сигнал аварийкой - негласный знак благодарности за уступленную дорогу.

- Уступаем полосу, подмигнув фарами. Мы все знаем, как сложно бывает выехать из двора или с парковки, перестроиться под почти пропущенный поворот. Поэтому часто сами пропускаем таких водителей, подавая им сигнал фарами.

- Подсказываем момент для обгона. На трассе правый поворотник впереди идущей машины - сигнал свободной дороги и возможности для идущего сзади автомобиля выйти на обгон.

- Останавливаемся, если замечаем автомобиль на обочине и уточняем, нужна ли помощь.

- Правильно используем световые приборы - не ослепляем встречное движение дальним светом.

В другой регион как в другую страну

Путешественники и профессиональные водители знают, что культура вождения в России меняется от региона к региону. Разница может быть настолько велика, что автомобилисты нередко теряются в новом городе, встретив местный агрессивный стиль вождения. Периодически в России составляют антирейтинги "худших для вождения городов". Свои рейтинги составляют и страховщики - они показывают регионы с безаварийной ездой и аварийно опасные субъекты РФ.

Впрочем, в мире есть дороги, где ощущается не культура вождения, а её полное отсутствие. Обычно это страны, в которых практически нет контроля за соблюдением ПДД, дорожных знаков, разметки и камер фотовидеофиксации. Так, Египет и Индия стали самыми крупными странами, где агрессивность вождения выходит за рамки разумного. Дороги Египта - это игнорирование ПДД, движение на красный свет, хаотичные перестроения, постоянные сигналы клаксонов и, как следствие, высокий уровень летальных исходов в ДТП. Индия - это броуновское движение на дорогах, экстремальные разъезды впритирку на горных серпантинах и уважение не к ПДД, а к статусу и величине машины.

Культура вождения не растёт сама собой: она выше в тех странах, где контролируется соблюдение ПДД. К примеру, наши водители комфортно чувствуют себя на сербских дорогах, где автомобилисты редко лихачат. В стране постоянно дополняют существующие правила, следят за водителями, которые не останавливаются на красный свет, регистрируют электросамокаты. Другая страна "культурных дорог" - Кувейт, участник международной Конвенции о дорожном движении. Здесь строго контролируют реакцию водителей на дорожные знаки и скоростной режим. Камеры контроля скорости размещены по всей стране, а за нарушение грозят значительные штрафы.

Как воспитать культурных водителей и сделать дороги безопасными?

Воспитать культуру вождения в обществе - задача вполне реальная. Один из способов - перевес числа водителей, для которых вежливость на дороге - норма. Второй неизбежный путь - повышение контроля соблюдения ПДД. К слову, Владимир Путин призвал сотрудников Госавтоинспекции к активному внедрению передовых технологий безопасности, современных средств и способов организации движения.

"И конечно, важно заниматься просветительской работой, воспитывать культуру ответственного поведения на дорогах, причём начиная со школьного а, может быть, даже дошкольного возраста", - заявил президент на ежегодном расширенном заседании коллегии МВД России.

Водители ведут себя осмотрительнее, когда точно знают, что их контролируют. Этим объясняется снижение аварийности и повышение уровня культуры вождения там, где появляются комплексы фотовидеофиксации. Развитие систем фотовидеофиксации сейчас ведётся во всех регионах России в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги".

Практика показала, что уже за первые две-три недели после установки камеры на аварийно-опасном участке дороги наблюдается значительное снижение нарушений ПДД.

"Особенно хорошо этот сдерживающий фактор работает в летнее время, когда дорога и погода стимулируют к "достижениям" по скорости. Более того, установка комплексов фотовидеофиксации вдвое снижает количество наездов на пешеходов на контролируемом участке дороги. Комбо-эффект", - приводит цитату автоэксперта Алексея Щеглова Telegram-канал "Фотовидеофиксатор".

Применение комплексов фотовидеофиксации уже помогло значительно снизить аварийность в ряде регионов. Так, в Московской области за 10 лет количество ДТП снизилось почти на 60%.

"За счёт ротации комплексов в места концентрации ДТП удаётся ликвидировать очаги аварийности. В прошлом году группировку технических средств контроля соблюдения ПДД дополнили 600 отечественных комплексов последнего поколения "Азимут-4". На сегодняшний день в Подмосковье работает 2 тысячи стационарных и передвижных комплексов", - сообщила пресс-служба Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.

В том, что применение комплексов фотовидеофиксации повышает дисциплину и ответственность автомобилистов, уверены и транспортные власти Дагестана. Регион прошёл путь от охвата комплексами фотовидеофиксации только участков федеральных трасс до внедрения интеллектуальной транспортной системы и установки десятков комплексов в Махачкале. Даже в республике с традиционно агрессивным стилем езды водители становятся дисциплинированнее: реже выезжают на перекрёстки на красный свет, тормозят перед стоп-линией и чаще пропускают пешеходов.

Комплексы фотовидеофиксации и правда дисциплинируют водителей, заставляют их соблюдать правила и быть более внимательными на дороге. Практика показала, что расширение парка дорожных камер снижает количество нарушений ПДД, а также аварийность и смертность вследствие ДТП.

"Водители в Москве и некоторых других крупных городах действительно водят гораздо аккуратнее, чем в других регионах, просто потому, что камер и штрафов больше и все соблюдают ПДД. Мы проводили опрос автомобилистов по всей стране, и большинство из них согласны с тем, что такие системы видеофиксации обеспечивают безопасность дорожного движения", - отметил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

У культуры вождения нет точных рейтингов и системы измерения. Её маркеры - это снижение аварийности, личные ощущения водителей на дороге и впечатления иностранных гостей.