Овощи с умом
Нужна ли цифровизация овощам, ягодам и цветам? На предприятии, снабжающем прилавки ульяновских магазинов помидорами, огурцами, клубникой, а также розами и тюльпанами, считают, что необходима. АО "Тепличное" внедрило систему по прогнозированию урожайности. Завершен пилотный проект, обеспечивающий 97-процентную точность разработанной модели. В результате ранее убыточное предприятие вышло на годовую прибыль в 2023 году в 150 млн рублей.
Здесь же, в "Тепличном", на этапе запуска находится пилот по созданию модели сортировки продукции на предприятии с использованием технологий машинного зрения. Проще говоря, видишь огурцы и распределяешь крупные к крупным, мелкие к мелким. Раньше - человеческая работа. Теперь - сфера деятельности ИИ. И огурцы - это только начало.
"В следующем году на смену национальному проекту "Цифровая экономика" придет "Экономика данных", в котором искусственный интеллект будет играть одну из ключевых ролей. Технологии искусственного интеллекта активно заявляют о себе практически во всех сферах. Они имеют огромный потенциал для развития региональной экономики и общества в целом. И те результаты, которые мы видим на успешном примере, должны быть тиражированы и на другие предприятия, и на социальную сферу, многие процессы в которой требуют оптимизации и цифровизации", - сказала первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Марина Алексеева.
Ульяна даст совет и запишет в очередь
В кол-центрах многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) в Ульяновской области внедрен голосовой помощник "Ульяна". Омниканальная система автоматически обрабатывает более 80 процентов стандартных звонков в режиме 24/7, перераспределяет нагрузку на операторов кол-центра. Только в прошлом году с помощью цифрового сервиса было обработано более 40 тысяч обращений жителей региона.
Система может отвечать одновременно на 20 звонков. Она готова делиться информацией - давать адреса и графики работы центров и офисов, консультировать, помогать в оформлении и получении загранпаспортов и сертификата на материнский капитал, записи в первый класс и детсад и многое другое. При этом все поступающие сигналы анализируют специалисты и с учетом выявленных ошибок вносят изменения и корректировки в сценарии работы машины с людьми.
В помощь медикам, и не только
В Ульяновской городской поликлинике N 4 на этапе внедрения находится робот-оператор - он будет приглашать жителей на диспансеризацию, обзванивать пациентов с уточнением времени явки на прием.
В региональном министерстве здравоохранения на этапе внедрения находится платформа, способная анализировать обезличенные медицинские данные для прогнозирования возможного развития, а также профилактики заболеваний и их осложнений. Сейчас сервис используется в трех пилотных организациях, до конца 2024 года будет внедрен во всех медицинских учреждениях региона.
На международной выставке-форуме "Россия" региональная ИТ-компания представила продукт ML Sense. С помощью машинного зрения и нейросетей программа распознает дефекты на конвейерном производстве в режиме реального времени и передает информацию в приложение оператора. Таким образом повышается качество продукции и оптимизируются бизнес-процессы благодаря минимизации рутинного труда сотрудников ОТК. ML Sense входит в реестр отечественного ПО.
Еще один пилотный проект, запущенный в администрации Ульяновска, называется "Выявление детекций в дорожном хозяйстве". Модель на основе искусственного интеллекта ищет ямы на дорогах, мусор на обочинах, следит за освещенностью улиц, работой светофоров. Обсуждается привлечение цифры и к поиску тех, кто самовольно занимает земли или использует участки не по назначению. Здесь на помощь чиновникам тоже должен прийти ИИ.
Одной из ключевых экологических проблем считается полуавтоматический и ручной режим сортировки твердых бытовых отходов, когда из общей массы выделяется только пять процентов полезных для переработки фракций. Решение предлагает платформа Marqus, тоже придуманная в Ульяновске. Сервис автоматизирует процесс обнаружения и распознавания твердых бытовых отходов на сортировочных линиях и позволяет увеличить объем извлекаемых из ТБО нужных фракций на 30 процентов.
Уже разработано и мобильное приложение для решения задач в сфере лесной промышленности. Сервис позволил получить полный контроль за жизненным циклом древесины, автоматизировать рутинный труд, снизить количество ошибок и сократить процент потерь. .