16.07.2024 14:58
Экономика

Проблемы с логистикой препятствуют переориентации поставок вятского леса

Что мешает переориентации поставок вятского леса
Текст:  Алексей Малышев
Российская газета - Экономика Поволжья: №154 (9396)
Лесопромышленники Кировской области и компании, занимающиеся консолидацией лесных грузов, обеспокоены существенным ростом сроков подачи вагонов. Хотя в последнее время железнодорожникам удалось несколько улучшить ситуацию, напряжение сохраняется.
Читать на сайте RG.RU

Компания Сергея Борисовца после кризиса в поставках лесных материалов начала "разворот на Юг и Восток". В результате участия в выставках и бизнес-миссиях удалось договориться о поставке пробной партии вятских пиломатериалов в Исламскую Республику Иран. В страну, где лес, в нашем понимании, не растет вообще - не тот климат.

- Порожний вагон для пробной партии леса в Иран на погрузку на север области ехал около 20 дней. Груженые вагоны, конечно, отправляют слегка быстрее. Но... Как дальше сложатся отношения с иранскими покупателями при такой доставке грузов, сказать не берусь. Сроки железная дорога не выдерживает, - констатирует бизнесмен.

Сергей Борисовец признает, что в последние несколько недель ситуация с поставкой вагонов стала чуть лучше, но в целом многодневные задержки весьма мешают. Почти слово в слово ситуацию описывает и руководитель другой компании Александра Чернигина.

- Мы в основном работаем с Волжском, в Марий Эл, там, по моим сведениям, скопилось 200 вагонов, которые забили все пути. Если раньше платформы оборачивались два раза за месяц, то теперь поставка и возврат занимают месяца полтора. У нас лес портиться начинает.

Эксперт обозначил факторы, мешающие развитию транспортного коридора "Север-Юг"

Вятские бизнесмены пишут в прокуратуру, которая тоже вынуждена разбираться с проблемами поставок вятского леса. В частности, в ответ на обращение компании Сергея Борисовца сотрудники Кировской транспортной прокуратуры ответили, что "основной причиной задержки вагонов послужило отсутствие локомотивной тяги".

Источники РГ в Кировском территориальном управлении ГЖД отмечают, что основное направление, с которого отгружают лесоматериалы, - Киров - Котлас, идущее на северо-запад области, для вятских железнодорожников второстепенное и даже не электрифицированное. Все внимание сосредоточено на Запад - Восток, а возможности нового коридора Север (от побережья Баренцева и Карского морей) - Юг (до Аравийского моря), проходящего через Вятку, пока представляются слишком туманными.

Публично ГЖД может сообщить только о том, что для решения проблем с локомотивной тягой в текущем году в их распоряжение должно поступить восемь новых маневровых тепловозов. Правда, это только три процента от всех локомотивов на дизельной тяге, которые планирует приобрести РЖД в 2024 году. .

Тем временем

Прорабатывается проект строительства в Кировской области железнодорожной ветки Яранск - Котельнич. Предполагается, что она станет составной частью маршрута Север - Юг и серьезно сократит транспортное плечо между северными регионами европейской России, а также Ямалом и югом ПФО. Заинтересованность в проектах проявляет Марий Эл. Возможно, причина в том, чтобы обеспечить бесперебойный подвоз сырья из северных регионов Приволжья и Республики Коми на предприятия деревообрабатывающего кластера в городе Волжском. Сейчас проходящая по территории республики железная дорога упирается в тупиковую станцию Яранск. В конце мая на совещании у главы республики были рассмотрены два основных маршрута новой ветки. Короткий в 130 км позволит обеспечить выход к Транссибу у станции Котельнич. Длинный путь (около 180 км) предполагает крюк через Советск.

Власти Кировской области заинтересованы именно в этом варианте. Ранее представители вятского правительства и губернатор сообщали "РГ" о планах создания совместно с коллегами из Татарстана цементного завода на базе месторождений известняка и глины в окрестностях Советска.

Промышленность Кировская область Марий Эл