18.07.2024 19:08
Культура

Машков: Свои спектакли табаковцы начнут играть на сцене "Современника"

Текст:  Максим Васюнов
Российская газета - Столичный выпуск: №158 (9400)
Театр начинается с вешалки, но это для зрителей. Для журналистов каждый новый театральный сезон начинается с неформальных пресс-завтраков, на которых директоров и худруков можно спрашивать прямо в лоб обо всем, о чем говорят в Москве. Нынешним летом все ждали завтрака с Владимиром Машковым, которого недавно назначили директором "Современника", при этом все остальные должности тоже остались за Владимиром Львовичем - и в Театре Олега Табакова, и в Театральной школе при нем, и в Союзе театральных деятелей…
Владимир Машков: Волчек и Табаков - это абсолютные индивидуальности, но тем не менее они были едины всегда. / Максим Васюнов
Читать на сайте RG.RU

А не захочет ли Машков объединить два театра? Кажется, этот вопрос волновал всех больше всего. Кто-то недавно всерьез спросил его даже о том, не собирается ли он переименовать "Современник"?

Пресс-завтрак назначили в фойе "Современника". Машков - во главе стола, над ним фотография молодой Галины Волчек. Случайно так совпало? В театре ничего случайного не бывает.

"Галина Борисовна считала это пространство своим домом, я хотел бы, чтобы мы неформально с вами встретились, и чтобы вы не только поняли, но и почувствовали то, что я вам скажу", - первые слова нового директора насторожили.

А дальше Машков долго и эмоционально погружал всех в историю двух коллективов, напоминая, что отец обоих - Художественный театр, и что это те самые студии вокруг МХАТа, о которых еще мечтал Станиславский. И что "Современник" - это родоначальник Театра Олега Табакова, потому что та студия, которую открыл Олег Павлович неподалеку от Современника, в подвале на Чаплыгина, была создана для пополнения труппы театра новыми актерами.

/ Кузьмичёнок Василий /Агентство "Москва"

То есть, корни общие, история общая. И идеи одни - тот самый русский психологический театр, то самое единство индивидуальностей, которое в "Современнике" проповедовала Волчек, а потом продолжил Олег Табаков.

Машков впервые показал стенограммы встречи труппы "Современника" за 1963 год, недвусмысленно подчеркнув, что эти документы ему подарил Олег Павлович… И зачитал цитату Галины Волчек: "Мы, по-моему, часто путаем, принимая за индивидуальность внешние данные, которые не являются индивидуальностью. Индивидуальность, на мой взгляд, это мировоззрение, то содержание, та тема, которая есть в человеке".

И тут же добавил: "Волчек и Табаков - это абсолютно индивидуальности, но, тем не менее, они были едины всегда".

Все, значит, точно два театра ждет общая судьба, перешептывались журналисты.

Новый проект предполагает, что свои спектакли табаковцы начнут играть на сцене "Современника", и первый из них - "Матросская тишина"

А Машков тем временем "окартинивал" свои слова о единстве трогательной историей: Волчек была старше Табакова всего на два года, но в студенческие годы в одном из отрывков сыграла маму Олега Павловича, в зрительном зале в это время сидела его реальная мама - Мария Андреевна. После спектакля она подошла к Волчек и со слезами на глазах попросила ее следить за Олежкой, опекать его, потому что "я прямо чувствую, что вы ему как я". И она опекала. И вновь Машков повторил: они всегда были вместе.

Тут уже журналисты не выдержали - к чему же вы клоните? Вы все-таки объединяете два театра? Но Машков и тут не ответил. Он еще долго вспоминал о своей работе с Табаковым, о дружбе с Волчек…"Это мастера, которые научили меня дышать. Поэтому я чувствую неразрывную связь с "Современником" и Театром Олега Табакова".

/ Кузьмичёнок Василий /Агентство "Москва"

Градус ожидания сенсации был поднят на максимум, и если бы Владимир Машков после этого продолжил свою лекцию об истории театров, то в информационные агентства прямо из зала, где журналисты ловили каждое слово нового директора легендарного театра, полетела бы молния - да, они все-таки объединяются.

Лишь на второй час завтрака Машков перешел к главной теме - презентовал проект "ТОТ Современник", где ТОТ - это Театр Олега Табакова.

Это не объединение как таковое, оба театра лишь запускают один общий проект, они будут вместе ставить спектакли, устраивать выставки, в планах есть даже объединить пространство между двумя театрами в один Театральный бульвар или квартал. Это будут маршруты с аудиогидами, а также именные скамейки легенд обоих театров…

Что касается самых ближайших планов, то уже осенью на Чистых прудах откроется выставка "Единство индивидуальностей", у зрителей будет возможность познакомиться с труппами обеих московских сцен, а также с их общей историей.

Журналисты явно от Машкова ждали большего и разочарованно вздыхали, и даже не притронулись к пирожным и фруктам, что стояли на столах, но, как оказалось, угощения на этом еще не закончились.

Обе сцены Театра Олега Табакова, та самая легендарная на Чаплыгина, что была открыта в конце восьмидесятых, а также сцена на Сухаревской улице, закрываются на реконструкцию. Новый проект предполагает, что свои спектакли табаковцы начнут играть на сцене "Современника", и первый из них - "Матросская тишина".

/ Кузьмичёнок Василий /Агентство "Москва"

И это то самое вкусное, что припас Машков для журналистов.

С "Матросской тишины" началась история "Современника", именно эту пьесу Александра Галича репетировали актеры нового театра, но до зрителя довести ее не смогли - спектакль закрыла цензура. Об этом Галич написал свою "Генеральную репетицию". Тридцать лет пьеса пролежала в столе у Олега Табакова, и затем он ее поставил уже в своем театре, в тот самом подвале на улице Чаплыгина.

"Новый театральный сезон Театр Табакова откроет 14 сентября на сцене "Современника", и это будет спектакль "Матросская тишина", - несколько раз повторил Машков, заметно волнуясь. - Для меня это историческое событие, это восстановление исторической справедливости".

Также на Чистых прудах артисты Театра Олега Табакова в сентябре сыграют громкую премьеру "Наследников" и детектив "И никого не стало".

"А что со спектаклями самого "Современника"? Будете ли вы их закрывать?", - спрашивали журналисты.

Машков рассказал, что уже встретился с Художественным советом "Современника" и встречи эти будут продолжаться, походил на репетиции вверенных ему актеров, подробно изучил репертуар, но конкретные названия, которые будут списаны в архив, так и не назвал. Зато намекнул, что даст шансы каждой постановке, которая идет сейчас в театре. "Из спектакля уходит жизнь только тогда, когда артист перестает его наполнять своей жизнью", - сказал Машков.

Те названия, которые каждый театр поставит по отдельности и вместе, Машков также утаил: "Заметил, что как только я говорю пьесу и автора, ее тут же начинают ставить другие театры". Он сказал лишь, что актеры уже привыкают друг к другу, "Современник" активно ходил на спектакли ТОТа, а табаковцы - в "Современник". Были соседями, стали родственниками.

- И все же, что такое "Современник" сегодня? - не унимались журналисты, получившие возможность прямо говорить с главным театральным человеком страны.

- Талант - это и есть современник, - был им ответ.

На том и раскланялись.

Проект помещения
Владимир Машков показал в Казани своего "Ревизора"
Драматический театр Москва