21.07.2024 18:29
Экономика

Почему дорожает бензин и что делать, если хочется дешевого топлива

Текст:  Сергей Тихонов
Российская газета - Федеральный выпуск: №159 (9401)
С 2010 года все марки бензинов подорожали больше, чем в два раза, а дизельное топливо (ДТ) - более чем в четыре раза. Топливные кризисы, сопровождающиеся резким ростом цен на АЗС, происходят с завидной регулярностью: два в 2018 году, один в 2023 году. Более того, сейчас опять неспокойно, оптовые и розничные цены идут вверх вне зависимости от нефтяных котировок и уверений правительства, что все под контролем. О том, почему дорожает бензин и дизель, можно ли опустить на них цены, и виноваты ли в подорожании нефтяные компании, "РГ" рассказал заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Цены на АЗС у нас периодически снижаются относительно инфляции, но на это не обращают внимания. / Сергей Михеев
Читать на сайте RG.RU

Александр, цены на АЗС растут не один, не два и даже не десять лет. Почему?

Александр Фролов: Если учесть инфляцию за 10-15 лет, то бензин и дизельное топливо подорожали приблизительно в ее пределах. И это абсолютно естественный и оправданный рост цен. Другой разговор, можно ли сейчас цены понизить? Да. Но когда люди говорят про это, они вряд ли имеют в виду удешевление на 2-3 или даже на 15 копеек. Они хотят, чтобы цены снизились раза в два. А еще лучше, чтобы бензин стоил рублей пятнадцать. Это же вполне возможно, если убрать из его цены все налоги. Но в таком случае мы недополучим средства в нашу казну. Нагрузку придется переложить на какой-то другой товар. Причем, товар обязательно востребованный, пользующийся спросом, поскольку бюджету нужен определенный объем денег на социалку, медицину, ремонт дорог, наконец. И взять его в конечном итоге можно только из одного кармана - кармана потребителя. Им может быть гражданин или крупная компания, не важно. Если на АЗС будут меньше платить за бензин и дизель, то значительно больше отдавать придется за какие-нибудь продукты питания, энергообеспечение или просто проезд по дорогам.

Но бензин и ДТ вообще не дешевеют, не в два-три раза, не даже на 3-5%, почему?

Александр Фролов: Это не так. Снижение розничных цен у нас периодически происходит. Просто оно незначительное и вообще не замечается, а любое подорожание воспринимается остро. При этом еще из-за инфляции, которую никто не отменял, происходит рост цен год к году, что также работает на такое впечатление "вечного подорожания". Не было года, когда по его итогам бензин стал стоить меньше, чем в прошлом году. Но были ситуации, когда бензин дорожал в пределах 1%, например, в 2022 году при инфляции около 10%. Вам любой экономист скажет, что в этом случае бензин подешевел. Но подавляющее большинство автомобилистов тут же захотят этого экономиста побить.

При существующей системе ожидать сильного удешевления бензина или ДТ не приходится. Но если вы хотите иметь в распоряжении своем некое топливо, которое может не только дорожать, но и дешеветь в полтора-два раза, то такая опция на нашем рынке есть.

Это какая же?

Александр Фролов: Вы переводите свой автомобиль на пропан-бутан и наблюдаете, как его цена то поднимается до 36 рублей, то снижается до 19 рублей и опять поднимается до 25 и так далее. В общем, если кому-то интересно наблюдать такого рода качели, ну и, объективно говоря, экономить средства на моторном топливе, пожалуйста, переводите автомобиль на газ.

Эксперт Гусев объяснил, зачем разделять выплаты по демпферу по видам топлива

Пропан-бутан в этом плане лучше метана, поскольку цены на метан фактически регулируемые, а пропан-бутан - это чисто рыночное топливо, то дорожает, то дешевеет, пожалуйста. За один год оно может подскочить выше 30 рублей, потом снизиться ниже 20, красота.

А почему не сделать так с бензином и ДТ?

Александр Фролов: Не думаю, что это кому-то понравится. Если полностью перейти на рыночное ценообразование для бензина и ДТ на розничном рынке, то нужно быть готовым к тому, что в какой-то момент бензин будет стоить 40 рублей за литр, а в какой-то момент - 100 рублей. Скачки будут достаточно серьезные, и эти качели будут бесконечными. Но, прямо скажем, я бы не ожидал, что средние цены при этом снизились. И не уверен, что средние расходы за год на топливо абстрактного автомобилиста станут меньше. А вот прогнозируемость этих расходов снизится в разы.

Мы чемпионы по доле налогов в цене бензина и дизеля, но они у нас дешевле, чем в большинстве стран мира

Но почему в России - одной из крупнейших нефтедобывающих стран - цены на бензин не самые низкие, выше, например, чем в Казахстане или Саудовской Аравии?

Александр Фролов: Мы одни из мировых чемпионов по налоговой составляющей в розничной цене моторных топлив. Но это позволяет избежать скачков цен и удерживать их все же ниже, чем в большинстве стран. Опыт стран с более либерализированным внутренним рынком моторных топлив, таких как США или страны ЕС, нам в помощь. Можно посмотреть, что происходило там с ценами на бензин и ДТ в прежние годы, насколько они опускались, даже с учетом резкого снижения цен на нефть в 2020 году. На этом примере можно предположить, что бы творилось у нас, потому что там тоже налоговая составляющая не нулевая, но она не столь выраженная. Впрочем, у нас часть налогов возвращается нефтяникам в виде выплат по демпферу (демпфер - компенсация части разницы между индикативной ценой топлива, установленной государством, и его экспортной ценой. Выплачивается за поставки на внутренний рынок с отклонением от индикативной цены не более 10% для бензина и не более 20% - по ДТ. В случае когда экспортные цены выше индикативных, выплаты идут из бюджета нефтяникам. Если наоборот, то нефтяники доплачивают в бюджет (такое случалось только в 2020 году, когда произошел обвал цен на нефть). - Прим. ред.).

Если бы не демпфер, сколько бы стоил литр, к примеру, бензина АИ-92?

Александр Фролов: Думаю, сейчас его цена не сильно бы отличалась от той, что на заправках, возможно, была бы чуть выше, но точно могу сказать, что в период осеннего кризиса стоимость марки АИ-92 доходила бы до 65-70 рублей за литр.

Получается, что государство платит из бюджета нефтяникам, в прошлом году почти 1,6 трлн рублей, чтобы они сдерживали цены?

Александр Фролов: Положения о демпфере прописаны в статье 200 Налогового кодекса РФ. Это не статья про налоговые льготы, это статья про налоговые вычеты. Налоговые вычеты человек получает, когда, например, купил квартиру (единственное жилье) и заплатил за это налог. Часть денег к нему возвращается. Также и с демпфером. Он как идея появился осенью 2018 года, а заработал с 2019 года и, по сути, был своего рода костылем. Его приделали к ранее согласованным параметрам финального витка большого налогового маневра, который подразумевал рост налогов на добычу нефти и снижение экспортных пошлин на нее и нефтепродукты вплоть до нуля. В этом году эти экспортные пошлины обнулились. Налоги на добычу повысились, и в них практически затраты на демпфер были включены.

А зачем понадобилась такая сложная система?

Александр Фролов: Финальный виток налогового маневра снизил привлекательность российской нефтепереработки. С точки зрения себестоимости выпускаемой продукции наши нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) оказались в таком же положении, как европейские, которые для себя сырье экспортируют. Также снизились меры поддержки, стимулирующие модернизацию НПЗ. А они ранее позволили уже в 2016 году перейти на выпуск моторных топлив Евро-5 и провести еще ряд мероприятий. И это был весьма недешевый и крайне капиталоемкий процесс. Кроме того, в 2018 году случилось два ценовых кризиса на внутреннем рынке моторных топлив. И тогда возникла идея, что необходимо внутреннюю нефтепереработку поддержать и иметь максимально эффективные рычаги воздействия на рынок. Таким инструментом стал демпфер.

По-другому ценовые кризисы 2018 года нельзя было разрешить?

Александр Фролов: Представьте себе ситуацию, экспорт нефти и топлива становился все более привлекателен, а внутренний рынок, наоборот. Что делать, если на нем растут цены? Увеличить предложение. От биржевых котировок на Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой бирже у нас зависят оптовые цены на моторное топливо. Были повышены нормативы продаж топлива на ней. Не помогло. Более того, был использован командно-административный ресурс, то есть ценам на бензин дали приказ: "Стой, раз-два!" Не сработало.

ФАС потребует от нефтяников обосновать рост оптовых цен на бензин АИ-95

Почему, ведь раньше же работало и сейчас иногда срабатывает?

Александр Фролов: Не всегда. Неожиданно, это я иронизирую, выяснилось, что причина роста цен заключалась в росте себестоимости. А она растет, главным образом, из-за увеличения налоговой нагрузки. Налоги у нас занимают долю до 70% в розничных ценах моторного топлива. Так вот в 2018 году рост налогов стал главным фактором, вызвавшим подорожание бензина и ДТ на АЗС.

Налоги повышаются и в других отраслях, почему так произошло именно здесь?

Александр Фролов: Нефтяная отрасль безоговорочный лидер по объему налогов, которые с нее снимают. Иногда мне кажется, что с нефтянкой мы играем в анекдот про корову, решая, что нужно сделать, чтобы она давала больше молока и меньше ела - меньше кормить или больше доить. Исход для коровы в обоих случаях неприятный. Вот чтобы этого не произошло, нужна была какая-то мера, которая позволила бы нефтяной отрасли продолжать эффективно работать. Такой мерой стал демпфер.

Он является одной из мер поддержки нефтепереработки в условиях изменения налоговых режимов, которые подразумевают постоянный рост фискального давления на добычу внутри страны и отмену ранее существовавших льгот, стимулировавших развитие нефтеперерабатывающих мощностей. Кроме того, демпфер также является своего рода гарантией сдерживания роста розничных цен не выше уровня инфляции. Как я уже говорил, если бы его не было, то в ходе ценового кризиса 2023 года в августе-сентябре бензин бы стоил рублей на 10 - 15 за литр больше.

Сейчас часто можно услышать, что в периоды запрета экспорта топлива выплаты по демпферу нужно обнулить. Вы с этим согласны?

Александр Фролов: Понять людей, предлагающих это, можно. Формально размер выплат по демпферу зависит от объема реализации моторного топлива на внутреннем рынке. А также, кстати, от котировок бензина и ДТ на роттердамской бирже, выраженной в долларах, но это почему-то возмущает публику намного меньше. Логика сторонников отмены демпфера такова: если экспорт запретили, то нефтяникам не стоит платит за то, что они и так продадут на внутреннем рынке. Но причины, по которой выплаты по демпферу сохраняются, находятся немного за пределами такого подхода. Во-первых, необходимы дополнительные меры стимулирования модернизации и текущей работы нефтеперерабатывающих мощностей, тем более в условиях санкций. И демпфирующий механизм, как я уже говорил, это делает. Во-вторых, он обеспечивает частичное регулирование внутреннего рынка моторных топлив, сдерживая рост розничных цен в пределах инфляции. И именно из-за сочетания этих двух факторов демпфирующая надбавка продолжает выплачиваться. Она является костылем, приделанным к конкретным налоговым условиям, и отменить ее можно, только если будут глобально изменяться правила налогообложения в отрасли.

Бензин Легковые авто