- Сегодня некуда приехать и посмотреть, как, образно говоря, Магнитка победила Рур, на каком оборудовании. Интерес к военной технике огромный, а вот к тому, как она создается, невелик. Хотя в условиях "войны моторов" технологическое превосходство играет решающую роль, - рассуждает ученый.
Можно ли к станкам относиться с таким же трепетом, как к египетским пирамидам или дворцам Петербурга? Способны ли мы увидеть красоту в прокатном стане? Шум, жар - у обычного человека это вызывает смешанные чувства, на грани восторга и страха. Вот такая неожиданная дискуссия развернулась на полях недавно завершившегося в Екатеринбурге "Иннопрома".
Влюбиться в груду железа
По мнению историков, индустриальное наследие ценно тем, что может рассказать о том, как человек, веками живший примерно на одном материальном базисе, за последние 200-300 лет совершил беспрецедентный технологический рывок.
Одно из любимых мест екатеринбуржцев - Исторический сквер, или Плотинка. Именно отсюда начался город, так что пространство для жителей, можно сказать, сакральное. И неслучайно его частью являются производственные механизмы: в уличной экспозиции музея архитектуры и дизайна можно увидеть листопроковочный молот 1826 года с Нейво-Шайтанского завода, паровую реверсивную машину, действовавшую в конце XIX века на Нижнесалдинском заводе, и модель бессемеровского конвертера, которая знаменует переход от выделки кричного железа к производству стали путем добавления воздуха в жидкий чугун. Среди более "молодых" экспонатов - паровоздушный молот Уралмаша от 1938 года, штамповавший поковки из углеродистых и легированных сталей. В тот период советская тяжелая промышленность только набирала обороты, поэтому не гнушалась пользоваться зарубежным оборудованием и инструментом: германскими ножницами для резки листового металла, американским прессом для удаления облоя, английским мостовым краном. Последний, к слову, работал на Верх-Исетском металлургическом заводе вплоть до 1970-х.
- Для Урала станки и доменные печи не просто механизмы, это наши памятники культуры, дворцы и кремли, если хотите, элемент региональной идентичности, - подчеркивает Константин Бугров. - Индустриальное наследие делят на промышленную архитектуру, цеховое оборудование, индустриальные ландшафты и монументальную скульптуру, живопись, мозаику с производственными сюжетами. Они не только имеют общеисторическую ценность (уникальные образцы, раритеты прошедшей эпохи), но и выполняют патриотическую и воспитательную роль, могут служить объектами туристического показа.
Переплавить историю
Статус охраняемых государством обычно получают коробки старинных цехов, крупные производственные объекты: домны, копры, шахтные металлоконструкции. Каменные здания заводоуправлений XVIII-XIX веков, плотины - то, что осталось с момента зарождения металлургии на Урале. А вот с предметами XX века сложнее: все, что моложе 1917 года, ценностью не считают порой даже сами собственники. Речь как об оборудовании, так и о производственных помещениях, хотя там тоже есть своя эстетика: промышленный модерн, конструктивизм, сталинская неоклассика...
Если станок на виду, если с ним связана какая-то имиджевая история, у него больше шансов не отправиться на свалку. А вот оригинальной домне "Самовар" Староуткинского завода не повезло: ее в 1990-е сдали на металлолом. Что-то уходит в область преданий в силу смены технологий. К примеру, нынешней молодежи уже не понять, почему "дни и ночи у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей": мартены закрываются. Не сохранился и пресс "Дуйсбург-Гидравлик" Уралмашзавода, на котором штамповали танковые башни. Потеряли актуальность блюминги Магнитки, где катали броневую сталь.
- Сохраняя пилигримовый стан на Северском трубном заводе, мы не думали, есть ли еще где-то такой же в стране или в мире. Делали это в первую очередь для того, чтобы ветераны увидели: ничто не уходит бесследно, как и этот агрегат, на котором они работали с 1975 года, - вспоминает Анна Трепалова, руководитель направления промышленного туризма Трубной металлургической компании. - Когда гостям в музейном комплексе "Северская домна" рассказывают, что подающий аппарат называется "крокодил", они улыбаются и начинают рядом фотографироваться. Толком даже не понимая, как происходит чудо рождения трубы, осознают сопричастность к чему-то великому, потому что они тоже с Урала. А если не с Урала, то открывают регион для себя по-новому.
Тур "Металлургия сквозь века: от кричного молота до цифрового завода" из Полевского в этом году стал лауреатом премии "Маршрут построен", заняв второе место в разделе "Промышленный туризм". Конкуренция была огромной: 792 заявки из 70 регионов в 19 номинациях. Сначала лидеров отобрали народным голосованием на портале, потом тройку призеров определило профессиональное жюри. Экскурсия, разработанная в 2022 году, включает посещение музея в городе Полевском, где сохранилась единственная в России доменная печь XIX века, а потом действующего производства горячекатаных труб. За год на площадке побывало более 20 тысяч посетителей, из которых 1,5 тысячи увидели работающие цеха.
- На Урале города возникали вокруг заводов, горнозаводская цивилизация трансформировалась, но никуда не делась: либо мы сами работаем на производстве, либо кто-то из близких, либо живем рядом, - говорит Анна Трепалова.
Парк технологий
Как правильно подать индустриальный экспонат, чтобы он стал интересен? По словам архитектора Андрея Бурганова, оборудование XIX века привлекает своими масштабами и особой эстетикой, оно составляло буквально одно целое с интерьером. А вот принцип действия не так важен: механизмы довольно просты. Формировать пространство вокруг таких памятников нужно исходя из ярких образов. Оборудование XX века - это больше не про эстетику, а про утилитарность, зато подкупает своей сложностью, внутренним устройством. Тут надо моделировать производственную линию.
- Возьмем для примера музей пива в Китае: оборудование расположено так, что сразу понятно, с каким сырьем оно работает, что на нем изготавливают. Или другая модель - парк Домино в Нью-Йорке: прогуливаясь вдоль набережной, люди рассматривают станки разных эпох. Думаю, такой подход применим и на Урале, - объясняет эксперт. - Допустим, под экспозицию можно приспособить мартеновский цех и шихтарник ВИЗа. Их то и дело предлагают снести, мол, здания XX века некрасивы, надо оставить одни объекты XIX века. Это ошибка: история предприятия не фиксируется в одной точке.
А вот в Туле корпус завода, где раньше собирали микрофоны, превратили в креативный кластер и музей станка. Задумка принадлежит владельцу компании "ВСМПО-Ависма". В бывших цехах выступают музыкальные группы, проходят художественные выставки, открыта библиотека и техношкола, студия звукозаписи. В музее возле каждого образца стоит мультимедийный экран, куда проецируется история оборудования.
- Город промышленный, около 60 процентов валового продукта до сих пор производится на заводах, поэтому нам захотелось раскрыть ДНК туляков, - рассказывает гендиректор кластера Дмитрий Барсенков.
Скинулись на памятник
Где и на каком этапе можно перехватить списанный в утиль механизм, чтобы сберечь его для потомков?
- Я выживаю за счет неравнодушных людей, они мне сообщают, если что-то где-то выкинули или собираются, - делится опытом экскурсовод Александр Савичев, куратор культурно-образовательного центра "Сысертский завод-музей". - Вот буквально вчера с машиностроительного предприятия убрали вывеску. Для людей, которые трудились там, она представляет ценность. Мне пишут: "Как же так можно?" Если прибегнуть к огласке в СМИ, скорее всего, по доброй воле ничего не отдадут. Стараюсь использовать краудфандинг. Обращаюсь к подписчикам, волонтерам: "Давайте попытаемся выкупить".
Эксперты призывают индустриальные музеи сотрудничать, чтобы составить реестр объектов, обладающих культурной ценностью, и вместе придумать, как включить промышленное наследие в экономику впечатлений. Особенно нуждается в точке притяжения Екатеринбург как центр горнозаводской цивилизации. Ту самую экспозицию под открытым небом на Плотнике специалисты раскритиковали: в советские времена паровые молоты и прессы гармонировали со стенами бывшего заводского здания, а сейчас они будто на отшибе, среда вокруг никак не раскрывает принцип их действия, не порождает эмоций. Мрачный черный цвет тоже не манит туристов, между тем грамотная подсветка ночью может совершенно поменять восприятие.