За это время Москва увидела и мариинские оперные эксклюзивы - "Пуритане" и "Гугеноты", и внушительный пласт русских опер - четыре опуса Римского-Корсакова, "Хованщину" Мусоргского и обе оперы Глинки, представленные большей частью в архаичной театральной стилистике, претендующей на историзм. Таким было и нынешнее представление "Руслана и Людмилы". Хотя в середине 1990-х эта красивая эпическая постановка американского режиссера иранского происхождения Лотфолла Мансури с восхитительно юной Анной Нетребко и мощным Владимиром Огновенко в титульных партиях, к счастью, запечатленная на видеозаписи, стала мировым событием.
30 лет спустя спектакль очевидно утратил и часть декораций, и некоторые костюмы, производя впечатление собрания стилизованных под историзм сцен с каталогом номеров из оперы, представленных с купюрами. Смотрится эффектно, но признать это ныне необыкновенным событием трудно. При этом многочисленные балетные эпизоды кажутся часто неловкими и затянутыми. Единственное, что придает им художественной ценности, так это по-настоящему сказочное звучание оркестра, служившего под руководством Валерия Гергиева и надежной подмогой солистам. А надо сказать, Глинка писал очень трудные вокальные партии, никак не соизмеряясь с певческими возможностями.
Как и в случае с "Хованщиной", в спектаклях "Руслан и Людмила" (пять представлений плюс одно в гиперсокращенном варианте, представленное как семейная версия) принимали участие не только оркестр, хор и мимический ансамбль Большого театра, но и солисты обоих театров в смешанных составах. И несколько дебютов певцов Большого театра были очень успешными. Например, роскошной Гориславой предстала Анна Шаповалова, колоритным Фарлафом Николай Казанский; Елена Манистина и Светлана Шилова ярко воплотили образ волшебницы Наины. Русланы (Владислав Попов и Александр Краснов), делегированные Большим театром, и Людмилы (Анна Денисова и Айгуль Хисматуллина) из Мариинки оказались менее безупречны в исполнении.
В первой половине следующего сезона и "Руслан и Людмила", и "Хованщина" будут повторены в Большом театре в таком же объединенно-смешанном формате. И тогда у спектаклей точно появится шанс обрести более продуманный театральный облик при условии, что Валерий Гергиев не выпустит спектакли из зоны своего музыкантского внимания.
Оперные планы на новый 249-й сезон еще полностью не сформулированы и официально не объявлены. Но уже точно известно, что театральный год начнется на неделю раньше обычного 7 сентября и не спектаклем, а сразу двумя концертами в филармоническом формате. Среди ожидаемых гала-концертов - вечер, посвященный 85-летию со дня рождения Елены Образцовой 14 октября и 9 ноября чествование Александры Пахмутовой к ее 95-летию.
Марафон спектаклей Мариинского в Москве начнет "Князь Игорь" Бородина, следом "Пиковая дама" Чайковского, "Тристан и Изольда" Вагнера - мариинский репертуар необъятен, всегда есть из чего выбрать и чем удивить. А опера "Беатриче и Бенедикт" Берлиоза отправится в Питер с ответным визитом.
Гости из "Астана-Оперы" представят в Большом национальный опус "Абай", а коллеги из Самары - оперу Слонимского "Мастер и Маргарита".
К премьере готовят "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева, рассматривается возможность постановки "Мертвых душ" Щедрина. На ноябрь назначена премьера "Риголетто" Верди, над которой работают дирижер Антон Гришанин и режиссер Джанкарло дель Монако. И, конечно, одни из самых серьезных ожиданий связаны с тем, что Валерий Гергиев продирижирует все же некоторыми спектаклями Большого. В минувшем сезоне ждали, что это совершится с "Лоэнгрином" или "Мазепой", но пока этого не произошло. Однако можно не сомневаться, что в грядущем сезоне всех ожидает множество сюрпризов.