28.07.2024 19:04
Власть

В Петербурге сервисы аренды электросамокатов начали контролировать езду клиентов

Текст:  Ольга Гуго (Санкт-Петербург)
Российская газета - Столичный выпуск: №165 (9407)
Крупные кикшеринговые компании создали собственные внутренние "ГАИ" - команды работников, следящих за безопасной ездой пользователей сервисов. В ситуациях нарушений такие специалисты могут выписывать штрафы. Корреспондент "РГ" побывал на местах, где дежурят новые инструкторы.
Читать на сайте RG.RU
За нарушения правил поездок на самокате теперь придется платить штрафы

Названия должностей новых сотрудников, набор и суммы штрафов отличаются в разных компаниях. Но суть одна - представители сервиса находятся в разных точках города и в первую очередь консультируют горожан и туристов, чтобы предотвратить будущие нарушения. Вместе с этим все случаи несоблюдения ПДД фиксируются на камеру и передаются для решения о вынесении штрафа в специальные отделы компаний.

К примеру, в "МТС Юрент" за неспешивание на пешеходном переходе сервис оштрафует на 1000 рублей, а вот за парное использование электросамоката придется отдать 5000 рублей. В случае передачи СИМ несовершеннолетнему грозит наказание в размере 10 тысяч рублей. А за езду в нетрезвом виде - 100 тысяч. Денежные средства списываются со счета приложения. Для оплаты штрафа пользователю необходимо пополнить кошелек в сервисе. И пока он этого не сделает, поездки будут недоступны. За некоторые нарушения сервис может заблокировать аккаунт пользователя навсегда или сезонно.

В Санкт-Петербурге кикшеринговые компании начали следить за безопасной ездой клиентов

В компании рассказали, что их консультанты по безопасности дежурят в 40 наиболее популярных среди самокатчиков точках города. С начала сезона "МТС Юрент" выписал порядка 25 тысяч штрафов в Петербурге.

Для оплаты штрафа пользователю необходимо пополнить кошелек в сервисе. И пока он этого не сделает, поездки на самокате ему будут недоступны

Самыми популярными нарушениями представители сервисов называют неправильную парковку и переход "зебры", не слезая с самоката. Однако консультанты и скаут-штраферы пока могут зафиксировать далеко не все нарушения. Горожан особенно беспокоит добросовестность самокатчиков во время передвижения на тротуарах, ведь никто не хочет попасть под колеса. Пока в ПДД для СИМ сохраняется сложное противоречие: самокатчики могут перемещаться по тротуару, если нет велодорожек. А по проезжей части разрешается ездить далеко не во всех случаях. Да и не каждый пользователь СИМ рискнет выехать на автодорогу. В то же время в Петербурге велополосы - скорее роскошь, нежели обыденность. На сегодняшний день в городе сделано 44 веломаршрута общей протяженностью порядка 150 километров.

Опасные ситуации в процессе езды представители сервисов могут зафиксировать только во время периодических объездов местности. Иногда быстро поймать нарушение на камеру не удается, либо снимок получается смазанным. В "MTC Юрент" "РГ" объяснили, что такие случаи попадают на уличные камеры видеонаблюдения. Также перемещение по улицам клиентов регулируется во время совместных рейдов с полицией.

По факту выписыванием санкций пользователям занимаются не сами инструкторы, а специалисты поддержки сервиса. Скаут же обязан зафиксировать нарушение и передать фото с геолокацией и временем в поддержку. И если пользователь считает, что его оштрафовали несправедливо, он может оспорить решение сервиса.

Но если на арендные самокаты "рычаги влияния" теперь есть, то владельцев собственных СИМ образумить штрафом не выйдет.

Кстати

С начала сезона операторы краткосрочной аренды электросамокатов выписали 211 тысяч штрафов и заблокировали 213 тысяч аккаунтов пользователей.

В то время, как в Госдуме думают, как повысить ответственность электросамокатчиков, кикшеринговые компании и сами активно взялись за наведение порядка среди пользователей мобильного транспорта. Они даже подписали меморандум, в котором обозначили "нулевую терпимость к нарушениям". А с 27 мая они повысили штрафы за нарушения Правил дорожного движения и правил сервисов. За самые серьезные из них, например, за езду в нетрезвом виде, штраф доходит до 150 тысяч рублей.

Информацию о нарушениях сервисы получают сразу из нескольких мест. Основное - городские службы. Это, например, инспекторы ГИБДД и ЦОДД в Москве или сотрудники, контролирующие платную парковку в Санкт-Петербурге.

В столицах операторам также передают фото и видео с городских камер, которые фиксируют нарушения по номерам на СИМ. А Госавтоинспекция проводит с сервисами совместные рейды по поиску нарушителей, в ходе которых не только штрафует, но и обучает их культурному вождению.

Нарушения фиксируют и собственные команды сервисов. У каждого есть отдельные специалисты, которые следят за порядком СИМ в городе и соблюдением ПДД. О нарушениях также сообщают сами жители через службы поддержки. А для тех, у кого не скачаны приложения операторов, есть специальный бот Ассоциации операторов микромобильности, куда можно пожаловаться на нарушителя. За этот сезон через бот-сервисы отработали более 10 тысяч сообщений.

Перед наложением каждого штрафа в сервисах проверяют данные о нарушении по фото или видео. Чтобы отследить поездку, достаточно знать время и место инцидента.

Операторы также работают над предупреждением нарушений с помощью технических и сервисных ограничений. Например, скорость всех арендных самокатов автоматически снижается в специальных "медленных" и "запретных" зонах.

Есть и специальные технологии безопасности. Например, выявляющие тандемные поездки. Обязательный процесс авторизации не дает арендовать самокат тем, кому нет 18 лет.

Как сообщили в компании Яндекс GO, сервис на треть увеличил количество полевых специалистов, которые следят за порядком использования средств индвидуальной мобильности в городе. В местах, где в часы пик самокаты массово оставляли вне парковок, нарушая ПДД и правила сервиса, появились скауты, которые напоминают жителям правила парковки и фиксируют нарушения. В компании МТС Юрент выявляют несовершеннолетних пользователей с помощью сервиса идентификации МТС ID.

Подготовил Владимир Баршев

Регионы Охрана порядка Санкт-Петербург