31.07.2024 20:27
Культура

В Минске показали наследие Татарстана на выставке "Живая нить традиций"

Текст:  Юлиана Леонович (leonovich@sb.by)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №29 (1137)
Татарские женские головные уборы калфаки и кружевные воротники-стойки. Декоративные панно и коранницы на цепочке. Нагрудные украшения и образцы пестречинской керамики. На днях Национальный музей Республики Татарстан представил в Минске выставку "Живая нить традиций". В экспозицию, открывшуюся в Национальном историческом музее Беларуси, вошли изделия современных мастеров декоративно-прикладного творчества, взявших за образцы экспонаты из коллекции Национального музея Татарстана.
В экспозицию вошли изделия современных мастеров декоративно-прикладного творчества. / Дарья Титова
Читать на сайте RG.RU

Выставка не только знакомит с традиционной татарской культурой, но и рассказывает о технологиях производства изделий народных промыслов. Как видно, татарские мастерицы и сегодня умеют многое. Ткачество, вышивка, художественная керамика, кружевоплетение, гончарное ремесло - некоторые даже утраченные традиции возрождаются сегодня благодаря вниманию со стороны государства. Так, скажем, знаменитая пестречинская керамика, возникшая в конце XVI века в татарском селе Пестрецы, долгое время была брендом региона. В 2021 году за ее возрождение взялась художник-керамист Наталья Пилюгина, предложившая проект по развитию ремесла в Татарстане и выигравшая с ним конкурс Президентского фонда культурных инициатив. Ее работы - тоже на выставке в Минске.

Практически утрачены были и традиции узорного ткачества. Хотя когда-то, рассказывает генеральный директор Национального музея Татарстана Алиса Вяткина, техникой узорного ткачества владели все женщины. Они занимались ремеслом с раннего детства и до глубокой старости, готовя свадебное приданое, подарки, призы для ежегодных народных праздников - сабантуев. К началу XX века, не выдержав конкуренции с дешевыми фабричными тканями, домашнее ткачество стало сокращаться.

- Сейчас этот промысел развивается в Алексеевском районе, который издавна славился своими ткачихами. К слову, изделия создаются на ручных ткацких станках, в которых нити пропускаются не в горизонтальном (как в татарском типе станка), а в вертикальном направлении, - добавляет Алиса Вяткина.

Кроме того, в последние годы в Татарстане заново осваивается производство текстильной обуви, декорированной цветной вышивкой. Возрождая традиции, современные мастера создают оригинальные образцы валяных сапог с вышивкой по верхнему краю. Привезли в белорусскую столицу и костюмы народностей, проживающих на всей территории республики. Каждый наряд как отдельное искусство! Как отметил директор Национального исторического музея Беларуси Александр Храмой, в прошлом году Минск представлял этнографическую выставку в Казани, а теперь шанс познакомиться с татарской культурой выпал белорусам.

Белорусская вышивка оказалась сложнее, чем представлялось. Как мастер Галина Рудницкая открыла свою студию
Народные промыслы Татарстан