01.08.2024 12:38
Культура

Фильм "Призрачный свет" рассказывает бытовую драму об ушибленной горем семье

Текст:  Валерий Кичин
Это, вероятно, самая спорная из рецензий. Потому что куда ни заглянешь - по поводу американского инди-фильма "Призрачный свет" найдешь только восторги. И даже был триумф на фестивале авторского кино Санденс. А у меня картина вызвала недоумение, смотреть было неловко. Постараюсь объяснить, почему.
/ kinopoisk.ru
Читать на сайте RG.RU

Фильм начинается, еще на титрах, лучезарной песней Oh, what a beautiful mornin' из "Оклахомы" Роджерса - отзвуки какой-то другой, безмятежной, сказочной жизни. "Оклахома", хоть и сыграет некоторую роль в этой кинодраме, все-таки мюзикл - жанр условный, отражающий не реальность, а наш оптимизм, его подкрепляющий, его провоцирующий - тем и прекрасный. А "Призрачный свет" выглядит бытовой драмой об ушибленной горем семье. Отец - дорожный рабочий, мать скорбно сидит дома, нервная дочка устраивает скандалы в школе и уже на грани отчисления. А сын-подросток Брайан покончил с собой из-за отцовского запрета последовать за любимой девушкой в другой город. Подробности этой трагедии нам откроют ближе к финалу, но они действительно душераздрающи.

Все действо придумано театральной актрисой Келли О'Салливан, которая открыла в себе дарования сценариста, а также ее сорежиссером (и партнером по жизни) Алексом Томпсоном. В этом фильме вообще торжествуют семейные ценности, потому что и трио главных героев - мужа Дэна, жену Шерон и дочку Дэйзи - играют реальные муж Кит Капферер, жена Тара Мэллен и дочка их Кэтрин Маллен Капферер. То ли это обстоятельство тронуло сердца критиков, то ли новаторская затея авторов воспроизвести коллизию Ромео и Джульетты в нашей современности, но фильм принят с ликованием, которое я уважаю, но понять его мне трудно.

В дорожном рабочем Дэне с отбойным молотком активистка любительского театра Рита разглядела талантливого актера и прямо от котлована пригласила на репетицию играть шекспировского Капулетти. Его в труппу берут не глядя, хотя Шекспира он не читал, и с пьесой его познакомит дочка, показав на ноутбуке картину Бэза Лурмена с ДиКаприо. Сама же Рита, несмотря на очень солидный возраст, играет Джульетту, устрашая изображающего Ромео парня перспективой целовать ее в прокуренные уста.

Здесь все вызывает смутные сомнения. Если пятидесятилетней Рите (Долли де Леон) с внешностью и голосом травести захотелось играть на сцене - то почему именно юную Джульетту? И как дорожный рабочий, впервые услышавший о Шекспире, вдруг сходу освоит пятистопный ямб и строки, смысла которых, по его собственному признанию, он не понимает?

Это страшное слово "референс". Соберет ли "Собиратель душ" полные залы?

Хорошо, допустим. Но по ходу дела седовласому гиганту Дэну, убедившись в его талантах, поручат уже и роль самого Ромео, парнишки шестнадцати лет. И здесь, не скрою, уже и я неполиткорректно ужаснулся от перспективы увидеть обоих в интимной сцене.

Понимаю зрителей, которых повеселят эпизоды репетиций, дыхательных упражнений и занятий по координации интимных эпизодов, в исполнении как бы актеров самодеятельного театра. Возможно, им покажется занятным предложение старика Дэна поменять финал шекспировской пьесы, чтобы влюбленные выжили и обрели заслуженное счастье. Труднее понять зрителей получившегося в результате спектакля, которые не только до отказа заполнили зал, но и пришли к выводу, что это шоу куда лучше, чем на Бродвее. При том, что самым успешным моментом спектакля, судя по фильму, было обрушение грузного Ромео с лестницы, когда он пытался взобраться к Джульетте на балкон.

/ kinopoisk.ru

Теоретически очевиден душеспасительный замысел такого фильма, задуманного как двухчасовой психотерапевтический сеанс. Мол, в пятьдесят лет все только начинается. И, мол, искусство залечивает любые раны, возвращая разум и душевное равновесие. И, мол, долой комплексы, принимайте себя такими, какие есть. Это все в высшей степени благородно по идее, но остаются вопросы к сценаристке. Она не только придумала до банальности невероятную историю, где добро должно быть со слюнями, но и вернула кино куда-то в 50-е годы прошлого века, когда тоннами выходили и такие открыто манипулятивные фильмы, и киносказки о талантливых людях, из ничего построивших лучший в мире театр. Как в забытом австрийском фильме-ревю "Дитя Дуная" - но там все-таки была Марика Рекк с ее виртуозными танцами. И был жанр, принципиально удаленный от реальности.

Лучшие фильмы, основанные на реальных событиях: топ-15

Здесь же мы битый час смотрели как бы реалистичную историю о том, как репетируют Шекспира актеры самодеятельной труппы, и вдруг дерзкая Дэйзи запела под невидимый оркестр "I Cain't Say No" из "Оклахомы", а на сцене, сымпровизированной в спортзале, из чистого энтузиазма бессеребреников возник театр со светом и пультом - пошла условность очень старого мюзикла. Отнесем к приятным условностям и сцену, где Дэйзи, не отличавшаяся возвышенным строем мыслей, начинает уверенно шпарить пролог из Шекспира.

Конечно, идя все это смотреть, надо учитывать, что представляет собой любительский театр в жизни типичного американца. Там в любом провинциальном университете есть свой театр с оркестром и дирижером, который на профессиональном уровне ставит со студентами мюзиклы Салливана, Роджерса или самого Уэббера. Ромео и Джульетта там в крови, как у нас Чебурашка, лицедейство входит в процесс обучения - школьные спектакли такая же повседневная норма, как школьная бейсбольная команда. Это все максимально сближает рутинную жизнь с игрой - возможно, эта иная ментальность и обеспечила столь художественно компромиссной картине народную любовь.

Повторится ли она на наших экранах, где политкорректность еще не достигла ослепляющего накала, покажут прокатные рапортички. Мне свет фильма показался чересчур призрачным.

Мировое кино