01.08.2024 20:36
Культура

На экраны вышел берлинский серебряный лауреат - "Империя" Дюмона

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №172 (9414)
У каждого большого режиссера есть свой пунктик. Француз Брюно Дюмон не исключение: привержен к любимой локации, любимой команде и любви к эпатажу как творческому методу.
/ Компания "Русский Репортаж"
Читать на сайте RG.RU

Его "Империя" включила и аскетичные берега северной Франции с их бетонными, оставшимися после войны надолбами, и комические маски его предыдущих серийных картин о малыше Кенкене, и присущую ему фольклорную безыскусность сюжетов. Возникла и новая интонация - как бы простодушная, непритязательная, но ядовитая пародийность. Объекты пародий размыты, как пальба близорукого "в молоко", но очевидны: это прежде всего "Звездные войны", а заодно под горячую руку всякие "Интерстеллары", "Дюны" и прочие Джорджи Лукасы.

Действие разворачивается в утлой, навсегда уснувшей рыбачьей деревушке под кудахтанье кур и ржанье лошадей; время от времени в природный хор врываются то птичек щебетанье, а то и торжественные гармонии Баха. Такая фонограмма уже создает атмосферу непреходящего парадокса, комического контраста между величественным током натурального бытия и человечьей бессмысленной суетой.

Кажется, сам автор безумной импровизации не знает, куда увлечет нас полет его фантазии

В этой обстановке и обитает очередной зловещий дюмоновский Малыш - Фредди, которого в русском дубляже окрестили МалОй. Малец с кривой, не сулящей ничего доброго ухмылкой. Это подрастает очередной Князь Тьмы.

Фильм "Призрачный свет" рассказывает бытовую драму об ушибленной горем семье

Потустороннее войдет в фильм исподволь - в мир, меньше всего для этого приспособленный: прозаическое село, тракторы, моторка, сети, рыбка и рыбак Джонни. Для вящей правдивости на эту роль взят не актер, а реальный автомеханик Брэндон Влиге, и он действительно в кругу профессионалов оказался самым натуральным, у него даже походка не по-актерски мускулистая - такой режиссерский оммаж взрывным новациям неореализма. В Джонни уже кто-то вселился, но мы это поймем позднее, когда выяснится, что в этом тихом омуте зреет не меньше, чем извечная война Добра и Зла. Первое представлено голограммой межзвездной Королевы (Камилль Коттен) - исчадия Добра в лучах солнца за храмовыми мозаиками; ее космические корабли выполнены в форме готических соборов (конкретно - много-много летающих парижских Сент-Шапелей и раскинувшийся в пространстве макет Версаля). Темная сторона дана в виде пузырящегося полиэтиленового мешка и не страшного, но показательно злобного старикашки Вельзевула (Фабрис Лукини) в цирковом наряде. Перед ним преклоняют колена его верные слуги, в которых он уже успел вселиться, - завоевание земных территорий и всего человечества идет полным ходом с отрубанием голов световыми мечами и спорадическим сексуальным соитием Добра со Злом. Есть там и своя принцесса Леа - фигуристая Джейн (Анамария Вартоломеи), есть подобие говорящего пылесосика (туповатый Руди у Жюльена Манье) и все аксессуары невзыскательного "космического мыла". Кивком цифровому поколению выглядит обозначение противостоящих сторон: Зло помечено нулем, Добро - единицей

Вельзевул (Фабрис Лукини) размышляет о мироздании. / Компания "Русский Репортаж"

Изобразительных аллюзий здесь пруд пруди - от стилистики Монти Пайтон до фантазийных клоунад Тима Бертона в его "Алисе в стране чудес", причем всё доведено до гротеска, до абсурда, до границы с безвкусицей. Фирменным, но не очень здесь нужным блюдом явится карикатурная пара представителей национальной жандармерии из "Малыша Кекена" - бессмысленный лейтенант Ван дер Вейден и его напарник Карпентье с бровями-щетками и нервным тиком (Бернар Прюво и Филипп Жор). Будет контраст соблазнительных женщин и неказистых мужиков, которых эти женщины вожделеют, что и приведет к паре диковато эротических эпизодов. Все сработано на уровне любительского фильма, слепленного из того, что было, хотя в прессе толкуют о необычно высоком для французского кино бюджете. Мешанина эта, честно говоря, быстро утомляет бессистемной пестротой и тем, что действо никуда не движется, ибо все уже ясно. Но, без сомнения, ее благосклонно примут те, кому близок стиль Дюмона, где эпатажная форма не всегда предполагает содержание.

Каким получился фильм "Отпуск не по-детски" со старой гвардией французского кино

"Империю" можно заподозрить в желании раздеть, освободить от компьютерной оболочки супергиганты типа тех же "Звездных войн", погрузить их персонажей в земную реальность, включая кур и лошадей, и так зафиксировать внутреннюю пустоту и нелепость вымысла - но тогда получится, что перед нами схватка большей глупости с меньшей и к тому же хрестоматийной, бумеранг вернется к той же "Империи". Ценю приверженность Брюно Дюмона межзвездному яду, но у Мэла Брукса в "Космических яйцах" все это получалось лучше.

Единственно значимое достижения "Империи", на мой взгляд, - это присуждение восторженным жюри Берлинского кинофестиваля Серебряного медведя. Не иначе, подсуетился Вельзевул.

Мировое кино