01.08.2024 07:35
Экономика

Как вывести арт-сферу на уровень индустрии

Текст:  Антон Цыкан
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №169 (9411)
Сегодня в Хабаровске открылся форум креативных индустрий "Создано на Дальнем Востоке". Событие федерального масштаба собрало креаторов, ведущих российских экспертов из мира искусства и бизнеса, а также представителей органов власти. Одна из тем форума - развитие визуальных искусств. Почему арт-сфера становится категорией экономической, что мешает художникам разбогатеть и как предметы повседневного обихода наделяются креативным смыслом, рассказала "РГ" руководитель проекта "Развитие креативных индустрий на Дальнем Востоке" ФАНУ "Востокгосплан", к.э.н. Елена Ли.
В ДФО огромный потенциал для развития художественного искусства, необходимо его реализовать / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Елена Львовна, Восточный центр государственного планирования представил на форуме результаты исследования "Арт-индустрии Дальнего Востока". Тема на первый взгляд имеет весьма опосредованное отношение к экономике. Почему она попала в фокус внимания серьезного научного центра?

Елена Ли: Начнем с того, что весь мир переживает всплеск интереса к развитию креативных индустрий. Этот интерес отражает переход от традиционной ресурсной экономики к экономике впечатлений. На первое место выходят эмоции. Именно они становятся важнейшим мерилом ценности товаров и услуг для потребителей. Один из участников нашего исследования рассказал об этом так: "Если продолжать выпускать, условно говоря, одни и те же швабры, то количество покупателей будет ограничено. А если начать эти швабры делать, скажем, совмещенными с чем-то, хоть с устройством для выдувания мыльных пузырей, это увеличит спрос. Ты не просто моешь пол, у тебя идет эмоциональное вовлечение в процесс! Современные тенденции таковы, что покупатели хотят именно эмоционального вовлечения, изменилась схема потребления, оно стало более вдумчивым, осознанным. Появилось поколение, которому нужна мотивация для покупок".

И здесь кроются новые сложности для производителей?

Елена Ли: Здесь кроются новый спрос и новый источник роста. А также - новые вызовы для экономистов и управленцев: необходимо оценить, что даст наибольший рост в будущем, понять, какие меры государственной политики могут ускорить процессы.

"Все в этой музыке". В Ульяновске стартовал всероссийский креативный форум

Между тем мировая практика показывает, что основой для развития всей креативной экономики является арт-сфера. Именно она формирует образы и смыслы, которые становятся фундаментом для появления новых идей в кино и моде, дизайне и архитектуре, рекламе и гастрономии, учебных и научных программах, социальных проектах, цифровых технологиях и даже в музыке. А Дальний Восток с его уникальным географическим положением, прекрасной природой, интереснейшей историей, многообразием этнических культур и местных традиций дает почву для рождения самобытных межкультурных арт-продуктов. Поэтому мы приняли решение об исследовании в области визуальных искусств. По результатам подготовили дайджест, который так и называется: "Арт-индустрии Дальнего Востока".

Визуальные искусства, арт - под этим подразумевается творчество художников?

Елена Ли: Живопись, графика, скульптура, фотография, цифровые изображения… На Дальнем Востоке 84 процента субъектов предпринимательства в арт-сфере сконцентрировано в области фотоискусства. Это понятно: во-первых, есть внутренний спрос, во-вторых, такая деятельность успешно коммерциализируется. Наименее представлены в арт-бизнесе художники. Юридический статус в ДФО имеют единицы. При этом только в Приморском крае региональное отделение Союза художников России включает более 150 членов, а в четырех регионах округа зарегистрировано восемь коммерческих художественных галерей. Это означает, что художественная деятельность не является основной либо осуществляется преимущественно в ненаблюдаемом секторе экономики. С одной стороны, такой подход избавляет творца от налогового обременения, но с другой - не позволяет использовать возможности роста, в том числе связанные с масштабированием идей, получением поддержки со стороны государства, PR и выходом на международные рынки.

Насколько развит сегодня арт-рынок?

Елена Ли: По многим параметрам он сопоставим с традиционным фондовым рынком. Годовая доходность инвестиций в визуальные искусства оценена в мире в 2022 году в 14 процентов. Аналогичный показатель развития фондового рынка составил 12 процентов. Совокупный объем продаж на рынке искусств и антиквариата в 2023-м достиг 65 миллиардов долларов. Для сравнения: мировые кассовые сборы в сфере кино и телевидения в том же году - около 34 миллиардов долларов.

Соседство с азиатским рынком, где сформирован большой спрос, увеличивает потенциал Дальнего Востока в развитии арт-индустрии

Это в мире. А в России? На Дальнем Востоке?

Елена Ли: Четыре основных региональных рынка - США, Китай, Великобритания и Франция - в 2023 году обеспечили на арт-рынке 85 процентов объема продаж в стоимостном выражении. Доля России - 0,04 процента. На Дальнем Востоке в топ-3 креативных индустрий по объемам выручки входят разработка программного обеспечения и IT, реклама и коммуникации, архитектура и урбанистика. Суммарно в этих видах деятельности формируется 60 процентов выручки предприятий и организаций отрасли. Как видите, арт-сферы среди них нет. В 2023 году объем выручки креативных индустрий в ДФО составил 50 миллиардов рублей, но только 258 миллионов из них приходится на арт. Есть куда расти.

/ Из архива Елены Ли

Но уникальность нашего времени в том, что границы и территории перестают иметь значение. Неважно, где находится творец - в городе, в селе, на Дальнем Востоке, в Москве - да в любой точке мира. Соседство с азиатским рынком, где сформирован большой спрос, в том числе на арт-продукцию, увеличивает потенциал Дальнего Востока в развитии этой индустрии. Но сами художники, к сожалению, не всегда осознают масштаб, на который они могут выйти, остаются зажатыми в географических рамках.

Дальневосточные художники умеют извлекать прибыль из своего таланта?

Елена Ли: В подавляющем большинстве - нет. Проводя исследование, мы опрашивали многих творцов. Конечно, деятельность тех, кто обрел мировую известность - например, художника Зорикто Доржиева, дизайнера Григория Горковенко, приносит доход. Но это, скорее, исключение из правил. В основном же чувствуется, что художники не ориентированы на масштабирование и повышение добавленной стоимости продукции. У большинства нет навыков стратегического мышления, планирования. Наши художники чаще видят себя творцами ради искусства. Они не хотят или не могут заниматься предпринимательской деятельностью, во многом из-за нехватки знаний о бизнес-процессах, принципах ценообразования, существующей инфраструктуре и мерах поддержки малого бизнеса. Боятся отчетности и очень нуждаются в консультационном сопровождении для создания и ведения своего дела. Немногие знают о системе авторского права. Например, один из известных художников рассказал, как созданные им изображения широко использовали в изготовлении открыток и мелких сувениров. Дальше всех пошли производители спиртных напитков, взявшие образы с картин за основу этикеток для водочных бутылок. Разрешения художника не спрашивали, но его любезно поставили в известность об использовании работ в рекламных целях без оплаты труда.

/ Инфографика "РГ" / Юлия Хоменко

Что еще характеризует развитие арт-индустрии на Дальнем Востоке?

Елена Ли: Например, такая особенность: у нас сохраняется ориентация на классические виды искусства, в то время как на мировом арт-рынке сегодня бум в сфере современных направлений. Если же говорить о проблемах, можно упомянуть и дефицит площадок для демонстрации работ, и неразвитость института продюсирования, и слабую систему частного и корпоративного коллекционирования. Последнее, кстати, важно: у нас бизнес обычно рассматривает деятельность арт-креаторов с точки зрения социальной поддержки искусства, а культура инвестиций в произведения искусства только формируется. Можно говорить о несогласованности действий в системе институционального, в том числе государственного, управления. Кроме того, на Дальнем Востоке не хватает галерей. А большинство тех, что есть, сводит свою работу к принципу магазина: принять произведение художника, вывесить у себя, осветить это событие, а потом ждать, когда придут покупатели.

Многое в развитии визуальных искусств зависит от государства - и мы подготовили большой блок рекомендаций для госорганов.

Конечно, арт-сфера становится драйвером развития территории не только потому, что имеет доходную часть в экономике. Она позволяет выйти за рамки традиционной жизни, приподняться, как сказал один из участников исследования, "на культурные цыпочки". Чем сильнее насмотренность, чем больше люди потребляют высококачественного художественного продукта, тем выше общекультурный фон общества и его интеллектуальный уровень. А это и есть прогресс.

Прямая речь

Зорикто Доржиев, художник, скульптор, книжный иллюстратор, заслуженный художник Бурятии:

- Масштабирование и системность очень важны. Обдумывая идею, я сразу предполагаю, что с ней произойдет дальше. Например, она выльется в отдельную выставочную тему, которая будет называться так-то или так-то. Может, понадобится подключить скульптурное направление, а может, что-то сделать в сфере цифровой анимации. Мы привлечем SMM-специалистов, напишем пару статей, запустим сопровождение проекта по телевидению, соцсетям… Это идеальный вариант. Иногда эскизы или даже готовые работы могут какое-то время созревать. Вот есть картина, но она одна, и если выставлять ее, это в большинстве случаев не сработает. Если же сделать серию, да, "выстрелит". И тут очень велика роль галериста, а точнее - продюсера. Потому что продюсер - это человек, который занимается глубинными процессами. Например, я, сделав серию эскизов, прикинув, что будет получаться в итоге, делюсь этим с продюсером. Дальше начинается совместная работа, мозговой штурм: как именно мы делаем это, в каком материале делаем, в каких размерах. А может быть, наоборот, сейчас притормозим, а потом через 1-2 года вернемся к этому.

Виктор Моисейкин, член Союза художников России, ювелир, автор нескольких запатентованных технологий, Екатеринбург:

- Сейчас в мире на смену глобализации приходит локализация. Начинают развиваться локальные бренды, людям интересны аутентичные элементы. У наших регионов, например, у Бурятии, Якутии большой потенциал, чтобы выделиться. А ведь есть еще аутентичность малых народов... Люди устали от цивилизационного лоска, они хотят вернуться к корням. На базе национальных традиций надо создавать предметы искусства. Превращать ремесленные вещи в продукты, которые несут в себе элементы искусства и успешно продаются на рынке. Важный момент: нужно не просто выпускать аутентичную продукцию с национальными мотивами, но и использовать это в связке с развитием внутреннего туризма, чтобы те, кто приезжает сюда, покупал на месте. Мало кто станет приобретать онлайн. Чтобы арт с аутентичными элементами стал индустрией, надо совместить искусство, промышленность и отрасль туризма. Тогда это будет эффективно.

Григорий Горковенко, архитектор, предметный и интерьер-дизайнер, создатель дизайнерской студии, Хабаровск:

- Мы не умеем продавать на мировом рынке российский дизайн. Он всегда был в тени. На самом деле это даже и хорошо, потому что в тени обычно рождается что-то по-настоящему необычное и ни на что не похожее. Арт-индустрия соединяет искусство и бизнес, а художник должен найти баланс между первым и вторым. Мне кажется, что большинство художников находится вообще вне контекста. Эти люди не откроют свой бизнес, им не надо, они просто делают то, что умеют. Их можно объединить. Мы так и сделали, создали коллаборацию серьезных художников, которые, может быть, не могли дальше развиваться в одиночку. И под эгидой студии дали возможность максимально повышать свои умения, вырастать до проектов, которые можно представлять на мировом уровне. При этом художники у нас работают не инкогнито, а под своим именем.

ДФО Экономика