Население имеет возможность вложить деньги не только в продовольственные товары
Чем объясняется рост потребительских настроений?
Павел Разов: Я думаю, в первую очередь это показатель успешной деятельности правительства, а именно: стабилизация экономической и финансовой сфер в ходе преодоления санкционного давления; успешная политика поддержки различных экономических направлений и бизнеса, льготные кредиты (кредитование на реализацию новых проектов по льготной ставке до 3 процентов годовых, размер такого кредита может составить от 5 млн до 5 млрд рублей на реализацию проектов и от 500 млн до 10 млрд рублей на выполнение программ); легализация параллельного импорта; субсидии бизнесу на трудоустройство безработных и молодежи; поддержка молодых предпринимателей, предоставление грантов на создание или развитие своих проектов, которые можно получить в возрасте от 14 до 25 лет включительно. Все это и объясняет рост личного благосостояния и перспективы его роста в будущем, благоприятности как совершения как крупных покупок, так и сбережений.
По данным "Сбериндекса", потребительские расходы россиян достигли шестилетнего максимума. В реальном денежном выражении они превысили прошлогодние на 8,8 процента. Самый значительный рост показали расходы на непродовольственные товары, увеличившись в марте на 14,3 процента, самый слабый - траты на услуги и общепит, поднявшись лишь на 2,8 и 2,9 процента соответственно. Как вы прокомментируете эту статистику?
Павел Разов: Это положительная тенденция. Есть прямое соотношение потребительских расходов населения. Как только происходит стабилизация и прогнозируемость финансовых процессов (а именно повышение доли наемных работников, увеличение заработной платы), увеличивается финансовая поддержка государством различных групп населения, так сразу начинают расти расходы на непродовольственные товары. Это и понятно: население имеет возможность вложить деньги не только в продовольственные товары. Однако есть и другая тенденция. Она касается инфляционных процессов. Инфляция, по официальным данным, в 2023 году у нас составляла 12 процентов, по разным оценкам специалистов, она в реальности гораздо больше. Из-за этого происходит падение реальных доходов населения, что приводит к неким опасениям перед будущим, и люди вкладывают деньги в непродовольственные товары, чтобы подготовиться к различного рода рискам. Это обязательно необходимо учитывать, анализируя такого рода статистику.
Инфляция оказывает психологическое воздействие на потребительские настроения
Как на потребительские настроения влияет инфляция? Когда люди боятся, что деньги потеряют стоимость, они их тратят быстрее?
Павел Разов: Механизм влияния инфляции на потребительское настроение очень простой. Потребительская активность будет расти вместе с инфляцией на фоне повышения реальных зарплат и уверенности населения в будущих трудовых доходах. Однако инфляция оказывает и психологическое воздействие на потребительские настроения населения. Люди действительно опасаются, что деньги потеряют реальную стоимость, и стараются вкладывать их в непродовольственные товары, чтобы как-то защитить.
В 2023 году было создано 1 млн 200 тыс. новых малых предприятий. Выросло и число молодых предпринимателей. Как свидетельствует индекс RSBI (рассчитывается Промстройбанком, "ОПОРОЙ России" и Magram Market Research путем опроса 1,8 тыс. компаний), по итогам марта 2024 года деловая активность МСП достигла 57,7 пункта, обновив исторический максимум. Насколько рост потребления товаров и услуг связан с ростом деловой активности МСП?
Павел Разов: Активность малых и средних предприятий - один из показателей развитой экономики, так как сектор МСП обеспечивает существенный вклад в ВВП и отчисления налогов государству, создает дополнительные рабочие места, стимулирует внедрение инновационных процессов и рост производительности труда. Исходя из приведенной вами статистики, число граждан, участвующих в секторе МСП, увеличивается, и, значит, прямо пропорционально растет потребление товаров и услуг. Потому что деловая активность МСП предоставляет разнообразные возможности на рынке потребления.
Теневые доходы несут угрозу экономической безопасности государства
Какой вклад в повышение потребительской активности внесли ненаблюдаемые, в том числе теневые, доходы?
Павел Разов: К сожалению, до сих пор существуют теневая экономика и теневые доходы, которые являются угрозой для экономической безопасности нашего государства. Они наносят серьезный ущерб в плане налоговых потерь государственному бюджету, ведут к росту экономической преступности, криминализации общества, деградации трудовых ресурсов, снижению социальной защищенности работников. По разным оценкам, выросла потребительская активность в сфере парикмахерских, косметологических, маникюрных услуг с оплатой в обход кассы. Высокую востребованность демонстрировали услуги автосервиса, медицинские услуги (массаж, лечение и др.), услуги по ремонту квартир, сантехники. Однако нельзя сказать, что это существенно влияет на повышение потребительской активности населения. Судя по статистике за последние десять лет, теневой сегмент экономики серьезно снижается и не носит явный характер. Результаты различных мониторингов показывают, что по отдельным видам работ или услуг, предоставляемых неофициально, отмечается явное снижение их потребления населением.
Гарантированные рабочие места еще и обеспечиваются достойной зарплатой
Тренд последних трех лет - снижение безработицы. Она достигла исторического минимума - 2,5 процента - на фоне возросшего спроса на труд. Сейчас легко найти работу и пожилым, и молодым людям. Все более ощутим дефицит кадров. Люди не боятся потерять работу и, возможно, поэтому склонны не экономить, а тратить?
Павел Разов: Полностью соглашусь с этим утверждением. За последние два года число официально зарегистрированных незанятых россиян сократилось более чем в три раза и сейчас составляет около 540 тыс. При этом всего в стране насчитывается примерно 2,7 млн безработных граждан, или 3,6 процента трудоспособного населения, что стало минимальным уровнем за всю историю наблюдений. Гарантированные рабочие места еще и обеспечиваются достойной заработной платой, социальными выплатами и материальной поддержкой. Все это позволяет населению увеличивать потребительскую активность, да и рынок товаров и услуг предоставляет такую возможность.
Как сообщил Росстат, в первом квартале 2024 года реальные располагаемые доходы россиян выросли на 5,8 процента к уровню годовой давности. В стране также увеличились реальные зарплаты и пенсии, появились новые и были проиндексированы уже существующие выплаты. Можно ли утверждать, что между ростом доходов и ростом потребления существует прямая зависимость, или все не так просто?
Павел Разов: Положительная, или прямая, зависимость означает, что две переменные - в данном случае потребление и доход - изменяются в одном и том же направлении. Увеличение потребления связано с приростом дохода; наоборот, уменьшение потребления связано с сокращением дохода. Но это в теории, в жизни не все так просто. Конечно же, на эту зависимость влияет инфляция, и вот, кажется, и доходы выросли, но и цены на все подскочили, и, как следствие, расходы увеличились. С другой стороны, развитие и наполнение рынка товаров и услуг формирует уровень запросов у населения. При стабильном доходе уже можно многое себе позволить. Но в любом случае потребительская активность населения - показатель повышения уровня жизни, а это уже реальные результаты социально-экономической политики государства. Есть что купить, а самое главное, на что купить.
У населения возрастают потребительские возможности
Минэкономразвития сообщает об ускорении роста суммарного оборота розничной торговли, общепита и платных услуг. Это тоже индикатор возросшего потребления?
Павел Разов: Конечно, по оценкам минэкономразвития, реальные денежные доходы (с учетом инфляции) населения в третьем квартале в годовом выражении выросли на 4,9 процента, а реальные располагаемые доходы (за вычетом обязательных платежей) увеличились на 5,1 процента. Все это говорит о том, что у населения возрастают потребительские возможности, чем оно и пользуется.
Вопреки опасениям, санкции и уход из России иностранных компаний не создали дефицит потребительских товаров. Их выбор сузился, но дефицита, кроме автомобилей, нет. Насколько существенно это влияет на потребительские настроения?
Павел Разов: Я думаю, что уход иностранных компаний был направлен не только на создание дефицита потребительских товаров, но и на формирование социального взрыва. Однако население в большинстве своем равнодушно отнеслось к тому, что известные бренды ушли с российского рынка. По актуальным данным Superjob, около 49 процентов россиян готовы полностью или частично отказаться от покупки продукции уходящих с российского рынка компаний. В основном подобную готовность выражает аудитория старше 40 лет (более 50 процентов), так же категорически настроена треть российской молодежи (18-34 лет). Потребительский рынок стабилизировался, появились альтернативные возможности, да и параллельный импорт сделал свое дело. Поэтому в основном потребительские настроения не изменились, население увидело, что уход известных иностранных компаний никак не сказался на их уровне жизни и качестве потребления и в целом ассортимент товаров на полках магазинов за последние время мало изменился.
Как на потребительскую активность влияет сезонность?
Павел Разов: Существенно влияет. Это зависит от многого, прежде всего от времени года, территории и т.д. Спектр настолько широк, что об этом можно говорить много и долго. Например, в такой сфере, как туризм, сезонность заметна особенно сильно. Соответственно, лето - это море, пляжи; зима - это снег, горы, лыжи; осень и весна - это различные турпоездки, начиная от Золотого кольца России до других интересных и значимых мест. И основные направления сменяют друг друга в течение года. Соответственно, потребительская активность в зависимости от этого сильно растет. Другое направление - ресторанный бизнес. Сезонность и сезонные продукты в ресторанах всегда в большой моде. Современные подходы к кухне требуют готовить из местных продуктов и в то время, когда они появляются в природе. Поэтому рестораны, где бы они ни находились, работают с сезонным меню, привлекая покупателей его разнообразием. Дальше по этой же схеме можно рассказать и о ретейлах (продукты в гастрономах и супермаркетах) и т.д.
Когда можно будет сказать, что рост потребления достиг своего пика, дальше возможна только стабилизация или спад?
Павел Разов: Этот процесс нестабилен и всегда зависит от ряда факторов: состояния экономики, инфляции, состояния рынка труда, роста или снижения доходов населения и т.д. Поэтому сказать, что рост потребления достиг своего пика, нельзя - это все ситуативно. Сегодня пик, завтра стабилизация, а послезавтра спад. Надо же еще учитывать и внешние факторы. Вот, например, санкционная политика недружественных стран существенно повлияла на социально-экономическую ситуацию в нашей стране, но правительство эффективно отреагировало на этот вызов и не допустило негативных последствий. В целом же потребительская активность населения всегда была нестабильным показателем, который реагирует на все изменения, происходящие в обществе.
Павел Разов - доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Финансового университета при правительстве Российской Федерации, член российского общества социологов. Постоянно работает в тесном контакте с органами государственной законодательной и исполнительной власти. Сфера интересов: социология семьи, социология рисков, социология труда и профессиональной мобильности. Автор более 100 учебно-методических и научных работ, учебников и учебных пособий по социологии.