Топ-5 бестселлеров, как и в прошлом году, возглавил цикл китайской писательницы Мосян Тунсю "Благословение небожителей", книги серии собрали 92 млн рублей, из них 39 млн рублей приходится на VI том фэнтези. Она же на третьем месте, но уже с другим циклом - "Система "Спаси-Себя-Сам" для Главного Злодея" (32,5 млн рублей).
Второе место занимает лидер последних лет - книга журналиста, психолога Ольги Примаченко "К себе нежно" (34,3 млн рублей).
На четвертом месте писательница Анна Джейн с набором книг "Твое сердце будет разбито" и "По осколкам твоего сердца". Напомним, что в феврале 2023 года Анны не стало. Ей было всего лишь 35 лет. Но ее книги уже несколько лет возглавляют рейтинг наиболее издаваемых авторов художественной литературы в России.
На пятом месте книга KARMALOGIC консультанта и психотерапевта Алексея Ситникова, в которой собраны 54 закона судьбы, полученные в результате дискуссий на многочисленных семинарах, тренингах, коучинговых/психотерапевтических сессиях, интернет-форумах. Это некий свод универсальных законов жизни, которые способны оказывать влияние на судьбу, предупреждать от возможных ошибок при взаимодействии с окружающим миром природы и людей, а также служить гармонизации внутреннего мира человека. Это международный краудсорсинговый проект, который может дополнить любой желающий и стать участником социального исследования.
Впервые за время существования Всероссийского книжного рейтинга в ТОП-50 бестселлеров сравнялись доли художественной литературы и нон-фикшн - на каждую приходится по 44%, доля детской литературы занимает 12%, демонстрируя рост на два процента к аналогичному периоду прошлого года.
Рейтинг детских книг возглавляет Роб Ренцетти и Алекс Хирш с книгой "Гравити Фолз. Дневник 3", на втором и четвертом местах книги про Гарри Поттера, третье место у сказок Корнея Чуковского, на четвертом - Юлия Соколова с книгой "Первая детская энциклопедия малыша 128 страниц".
Традиционный драйвер книжных продаж - фильмы и сериалы - обеспечил попадание в рейтинг романа "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова и книги "Слово пацана" Роберта Гараева.
Доля отечественных авторов выросла до 40%, в 2023 и 2022 годах на нее приходились 28%. И это не удивительно, так как в связи со сложившейся в мире ситуацией некоторые топовые зарубежные авторы и издательства престали сотрудничать с Россией. Напомню, что об этом шла речь еще на конференции по итогам книжного рынка за прошлый год, тогда самый большой рост среди российских авторов показали книги Захара Прилепина и Николая Цискаридзе.
32% от всего ТОП-50 бестселлеров составляют Young-Adult, комиксы и манга.
Всероссийский книжный рейтинг сформирован на основе потребительского спроса и учитывает данные продаж и востребованность книг по модели подписки, что отражает интерес к различным темам и определяет векторы развития спроса на книжном рынке. Рейтинг не учитывает учебные пособия, шлейф школьных учебников и юридические справочники.
"РГ" обратилась за комментарием к Дмитрию Баку, литературоведу, директору Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля.
На "Большую книгу", "Ясную Поляну" и другие премии в области литературы претендуют совершенно другие авторы, не те, что, судя по рейтингу, нужны читателю. Как быть, писать другие книги? Или гнаться за массовым читателем - это путь в никуда?
Дмитрий Бак: Ничего неожиданного в статистике нет. Единый канон сейчас отсутствует буквально во всех сферах культуры и - шире - в информационном поле в целом. Кто-то привык ежедневно читать серьезную аналитику новостных поводов, а кому-то ближе поверхностное (и подчеркнуто "катастрофическое") изложение новостей на "желтоватых" порталах и платформах. Кто-то разбирается в сортах вина, а другим любая бормотуха не помеха, лишь бы испытать эмоцию, описываемую модным словом "релакс". Стремящиеся к легкому присвоению информации и быстрому эффекту всегда более многочисленны, что ж - от этого только возрастает экспертная весомость других людей, желающих не легкости и быстроты, но долговременности и глубины эмоций и знаний.
Менее всего хотел бы породить впечатление, что высоколобых умозрителей я противопоставляю гопникам от культуры. Бесканонный мир культуры говорит нам: каждому - свое. Нельзя насильно всех заставить читать Гельдерлина и Майстера Экхарта (их книги сейчас у меня на столе), выбор каждого человека превыше всего. "Высокую литературу" слагают сложно устроенные тексты, а ведь очень много людей более всего хотят от текстов на бумаге или в сети немедленной отдачи, новых возможностей, "скилов". Это касается, кстати, текстов не только письменных, но и устных: от пресловутых "консультаций у психологов" до модных блогов. К чему мне следить за сложными перипетиями сюжета новой книги, если я просто хочу относиться "к себе нежно".