06.08.2024 13:12
Экономика

Блогеров обяжут регистрироваться

Текст:  Алексей Стригин (СЗФО)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №172 (9414)
Госдума собирается обязать блогеров сообщать о себе в Роскомнадзор (РКН) при наличии более 10 тысяч подписчиков. Главная цель - деанонимизация владельцев популярных телеграмм-каналов. Корреспондент "РГ" попытался узнать у экспертов, к чему это приведет.
Свободы в интернете достаточно. Вот только ответственности за информацию нет совсем. / Григорий Сысоев/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Очевидно, что разработка прозрачных правил работы для интернета идет уже не первый год и предложенная инициатива - часть большого пути. Но есть один большой пробел в законодательной сфере - до сих пор неясно, кто же такие "блогеры". А из-за этого возможны разночтения одной и той же информации, напоминает маркетолог Ирина Гелевей.

Сегодня почти каждый второй пользователь интернета - блогер, а десять тысяч подписчиков - не такое большое число, накрутить такое количество подписчиков можно с помощью ботов за несколько тысяч рублей. Поэтому в случае принятия закона РКН добавится очень много работы. Если же блогер откажется подать сведения, представители РКН смогут заблокировать ТГ-канал. Но что помешает лидеру мнений создать новый паблик в том числе в другой юрисдикции? - задает вопрос Алена Талаш, основатель "РосКо".

В качестве другого "ответа" на деанонимизацию каналов, эксперты ожидают рост интереса к закрытым платным сообществам и эксклюзивному контенту для ограниченной аудитории.

- Вероятно, мы увидим рост популярности децентрализованных платформ и инструментов шифрования. Социальные сети на базе блокчейн-технологий, предлагающие анонимность, могут стать более востребованными среди блогеров, стремящихся сохранить свою конфиденциальность, - поясняет Людмила Зеленова и также прогнозирует создание агентств, специализирующихся на комплаенсе ("причесывании") блогеров под новые требования.

Как работодатели "провоцируют" рост вакансий

Возможно, даже появление новой отрасли права, занимающейся защитой интересов блогеров, создания юридических фирм, специализирующихся на правах интеллектуальной собственности в цифровой среде. Сами же блогеры могут зарегистрировать свои каналы как СМИ или малые предприятия для монетизации контента, уверен маркетолог Артем Киреев.

Конечно, эксперты надеются, что в скором будущем Телеграм сам предусмотрит функционал маркировки каналов. Тогда каждый канал получит свою пометку о принадлежности к тому или иному игроку рынка. Это будет удобно для пользователей, ведь площадке и самой выгодно не вводить их в заблуждение о том, из каких источников получена та или иная информация, прогнозирует Игорь Малинин, основатель The Business Pill.

Есть один большой пробел в законодательной сфере — до сих пор неясно, кто же такие "блогеры"

Важно также отметить, что данные нововведения несут обязанности не только для блогеров, но и для рекламодателей. Поэтому необходимо в связи с этим предусмотреть механизм проверки передачи подобного уведомления РКН конкретным блогером. Сейчас такая система установлена при работе с самозанятыми, и рекламодатель может опираться не только на гарантии самого блогера, рассуждает Кирилл Диденок, основатель Didenok Team.

Мнения

Олег Матюнин, руководитель рабочей группы по новым медиа уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве:

- К настоящему моменту КоАП РФ насчитывает не менее 18 статей, устанавливающих наказание за распространение вредной информации, в том числе с использованием сети Интернет. Распространение информации в сети Интернет должно подчиняться следующим принципиальным положениям ФЗ N 149:

1. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

2. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

3. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Максим Петренчук, основатель Social Stars:

- Закон должен иметь и обратную сторону. Блогеров можно наделить, например, официальным статусом, приравняв их работу по отдельным параметрам к деятельности журналистов официальных СМИ. Им можно предоставить больше возможностей посещать официальные мероприятия, например. В целом - дать блогерам инструменты влияния на политику и общество.

Кстати

Почему именно сейчас возникла потребность в "переписи населения"?

На этот вопрос отвечает Артем Ступак, лектор Российского общества "Знание". По данным TGstat на 2024 год, в Телеграм создано свыше 1,4 миллиона телеграм-каналов и 140 тысяч чатов.

Из них в России создано 946 тысяч телеграм-каналов и 80 500 чатов с общим количество аудитории в 4 026 480 000 человек. Россия является лидером по количеству созданных телеграм-каналов и чатов на постсоветском пространстве.

СЗФО Связь