Налоговая реформа вступила в силу оперативно: в феврале президент обратился к Федеральному собранию, а уже 12 июля специалисты изучали 180 страниц нового документа. Когда знакомишься с ним бегло, приходит мысль: как же теперь выживать малому бизнесу? А когда разбираешься с карандашом в руках, понимаешь: все не так плохо. Для страны реформа точно шаг вперед, толчок: давайте наконец мыслить более масштабно, развиваться, пересмотрите бизнес-процессы, повысьте квалификацию сотрудников, поучитесь сами. Для бизнеса, в принципе, выстраивается понятная ситуация на будущий год.
Итак, что же кардинально поменялось? Вступила в силу пятиступенчатая шкала налога на доходы физических лиц - от 13 до 22 процентов. Важно: повышенная ставка будет применяться не ко всему доходу, а только к сумме превышения над пороговыми уровнями. Появились новые возможности по налоговым вычетам. Ставка налога на прибыль увеличивается до 25 процентов, но сохраняются льготы, например, для образовательных и медицинских организаций.
Малый и средний бизнес, ИП всколыхнула тема упрощенной системы налогообложения. Из хорошего: предельно допустимая величина доходов по "упрощенке" со следующего года повысится до 450 миллионов рублей, показатель численности сотрудников - до 130 человек, остаточная стоимость основных средств - 200 миллионов. Отменяются повышенные ставки 8 и 20 процентов (но сохраняется возможность применения льготных региональных). Самый большой резонанс реформы - введение НДС для УСН при доходах свыше 60 миллионов рублей, но льготы, установленные ст. 149 НК РФ, сохраняются.
А теперь - про замечательное понятие "амнистия", которое на бизнес действует магически: мол, можно все. Нет, в налоговом праве это недопустимо! Но амнистия все же гарантирована в ситуации дробления бизнеса, если вы добровольно откажетесь от такой схемы, перейдя в "белую зону" в 2025-2026 годах.
Новый ФЗ открывает двери цифровой аналитической платформе - это будет единое место для всех статотчетов, без повторов, дублирующих показателей, что, несомненно, снизит нагрузку на МСП.
Спешу сказать и нечто вдохновляющее про бухучет. Многие предприниматели не понимают, зачем он нужен. Поймите, учет не для налоговой, а для вас самих, его задача - продемонстрировать достоверные показатели состояния вашего дела, его прибыльности и прозрачности, что всегда оценивают банки, лизинговые компании, деловые партнеры, инвесторы. Такое знание необходимо и для принятия здоровых управленческих решений.
К тому же субъекты МСП могут вести бухучет по упрощенной схеме. Подобрав способы и методы учета, оптимальный режим налогообложения, можно существенно сэкономить на налогах, сборах. Достоверный учет обеспечит надежный контроль над денежными потоками, доходами и расходами. А когда бизнес под контролем, можно говорить о масштабировании и росте финансовых результатов. Именно поэтому так важно обучаться и посещать профессиональные мероприятия.