Эксперты признают: беззаботные годы расцвета онлайн-торговли прошли, ее рост постепенно замедляется, хотя, конечно, он все равно намного выше темпов развития обычного, "приземленного" ретейла. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, только за 9 месяцев прошлого года оборот вырос на 23 процента, причем львиная доля пришлась на маркетплейсы. Но при этом обозначились проблемы, которые считают болезнями роста.
- Покупатели в городах заканчиваются. Надо скрести по сусекам, в малых населенных пунктах. Интернет-торговля так же стремительно, как раньше, в объемах расти уже не будет, а начнет расширять географию. Предстоит большая битва за покупателя, - комментирует ситуацию председатель совета по развитию электронной коммерции ТПП РФ Алексей Федоров.
Двинулись мало-помалу
Крупнейшим маркетплейсам в больших городах уже негде развернуться - в Екатеринбурге по уровню доступности ПВЗ они догоняют аптечные сети. В 2023 году несомненным лидером в УрФО по темпам роста электронной торговли была именно Свердловская область - на нее пришлось 56 процентов товарооборота округа, тогда как на долю Челябинской - 22 процента, Тюменской - 16.
- Уже треть населения Екатеринбурга - наши активные покупатели. В прошлом году продажи со склада в областном центре выросли в три раза, - сообщил "РГ" Владислав Склянов, финансовый директор платформы "Яндекс. Маркет".
В условиях перенасыщенности рынка в городах маркетплейсы пытаются победить конкурентов не улучшением сервиса и повышением качества услуг, а экстенсивным путем, расширяя сеть до сельских просторов.
В Большебрусянском, что в полусотне километров от Екатеринбурга, на центральной улице расположились сразу три пункта выдачи разных операторов. Село немаленькое: здесь проживают почти две тысячи человек, хватает и дачников, но концентрация ПВЗ на душу населения все равно удивляет. Причем между пунктами чуть более сотни метров: один красуется на горке в только что отстроенном доме, другой примостился на трассе в паре шагов от сельских магазинов. Все благостно: рядом цветет иван-чай, гуляют куры и щиплют травку несколько коз. Посетителей в чистеньком и оснащенном примерочными ПВЗ мы не встретили, да и сотрудник был крайне немногословен, узнав, что мы только любопытствуем. Ажиотаж по поводу массового захода в село китов цифровой торговли кипит там же, в интернете. "Наконец-то в деревне появился свой пункт выдачи, не надо из города везти заказанный товар, все у дома!" - откровенно радуется в сельском чате Наталья. "Отличный пункт, на 5 баллов!" - вторят ее земляки. Только Алексей Б. добавил каплю дегтя: мол, парковка у ПВЗ не очень удобная.
В больших городах высокая оценка обслуживания в пункте выдачи - показатель крайне важный, она фиксируется на электронной площадке и влияет на коэффициент выплат владельцу ПВЗ. Из-за низкой оценки некоторые пункты даже уходили в минус. Открывая их в селах, предприниматели явно рассчитывают, что земляки на доброе слово не поскупятся.
Рассчитать потенциальный доход будущему владельцу помогает сам маркетплейс: специальный калькулятор на цифровой карте мгновенно выводит на экран данные. Суммы заманчивые. К примеру, в том же Большебрусянском предлагается открыть еще один ПВЗ площадью 40 "квадратов" - обещают 171 тысячу рублей дохода при заработной плате сотрудников 70 тысяч рублей. Чистая прибыль, по расчетам, свыше 40 тысяч, для села просто фантастика.
Подвох понимаешь не сразу. Оказывается, калькулятор выдает столь завлекательные цифры из расчета, что товарооборот будет составлять не менее шести миллионов рублей в месяц. Ну а если продашь товара только на полтора, прибыль тут же становится нулевой.
Изба-примерочная
На Среднем Урале сельские просторы осваивают все ведущие игроки этого бизнеса. Только "Вайлдберриз" открыл в селах и деревнях региона до трех десятков ПВЗ. Выставлены предложения по вакантным перспективным площадкам еще в полусотне сельских муниципалитетов. Отдельным смельчакам компания даже предлагает субсидию на открытие бизнеса - в среднем 130 тысяч рублей. Но такой пряник предназначен не для каждого ПВЗ.
Если не брать во внимание города, а рассматривать только сельские и отдаленные территории, то наиболее плотно заселены пунктами выдачи Каменский и Белоярский районы. Северные поселки пока не богаты такими площадками. Парочка ПВЗ сумела обосноваться в Ивделе и Сосьве. Зато на юге региона маркетплейсы охватывают своими сетями все больше населенных пунктов. Скажем, жителям села Манчаж, что на границе с Башкирией, сейчас запросто доставят заказанный в интернете товар домой.
Первым решился освоить глубинку "Озон". Еще два года назад площадка объявила о запуске специальной программы "Домашний пункт", которая позволяет открыть точку в селе, где проживает от одной до 3,5 тысячи человек без вложений в обустройство специального помещения - в собственном доме. При этом маркетплейс убеждает, что "гарантирует поток заказов и высокий оборот". Информации, сколько таких домашних ПВЗ создали на Среднем Урале, нам получить не удалось (по стране в прошлом году их насчитывалось более 350 тысяч). В свердловских селах проект осуществляется в основном совместно с Почтой России.
"Яндекс. Маркет" реализует собственный сельский проект в надежде захватить уголки, где еще не обосновались конкуренты. Отдельных преференций для желающих стать деревенским коммивояжером нет, а в главные компаньоны компания опять же взяла почту.
Во всех маркетплейсах признают: плюсы такой стратегии развития очевидны. Конечно, деревня не даст резкого роста товарооборота, но, во-первых, такое расширение не требует одномоментных больших вложений: инвестируют предприниматели, решившиеся на сотрудничество. Во-вторых, слоган "дойти до каждого человека" всегда имеет положительный имиджевый шлейф. В-третьих, для российских просторов охват территории важен, тем более что интернет-покрытие в глубинке тоже быстро улучшается. И, наконец, сельский покупатель менее придирчив, он не побежит тут же судиться и скандалить, если что-то пошло не так.
Проблему заказывали?
Между тем сбои в обслуживании покупателей через электронные площадки случаются все чаще. Как сообщили "РГ" в управлении Роспотребнадзора по Свердловской области, количество обращений, касающихся дистанционной торговли, за два года выросло почти в 2,5 раза. Если за весь 2021 год в ведомство поступило 519 таких жалоб, то в прошлом году их зафиксировано 1330, а за шесть месяцев нынешнего - уже 856. Основные поводы для недовольства - несвоевременная доставка заказа, путаница с товарами, отказ продавца в возврате или обмене товара ненадлежащего качества, некорректная информация на сайте.
А вот если доходит до подачи иска в суд, то тут причиной чаще всего становится проблема с получением денег за оплаченный, но затем возвращенный некачественный товар. Самое громкое дело последних месяцев - суд потребовал от торговой площадки выплатить полмиллиона рублей жителю Екатеринбурга за проданный неисправный ноутбук. При выдаче гаджета в ПВЗ отказались проверять электронную технику, ссылаясь на то, что это обязанность продавца, а не оператора пункта выдачи. Дома девайс не включился, а затем, когда покупатель вновь принес его в ПВЗ, там отказались сразу оформить возврат, потребовали за свой счет отправить технику на диагностику в сервисный центр. Его специалисты выяснили, что причина - дефект материнской платы, стоимость которой на рынке сейчас равняется 180 тысячам рублей.
Похожий судебный спор рассматривали в Нижнем Тагиле, где также принято решение в пользу покупателя. В целом по стране резонансных примеров очень много. Поэтому, чтобы навести порядок в торговле на интернет-просторах, был разработан законопроект, регулирующий деятельность агрегаторов информации о товарах (маркетплейсов). Он внесен в Госдуму в марте, прошел предварительное рассмотрение. Предполагается принять документ грядущей осенью, а вступит в силу он с 1 марта 2025 года.