11.08.2024 12:12
Происшествия

Одна из самых страшных авиакатастроф. 45 лет назад в небе столкнулись два Ту-134

Текст:  Наталия Ячменникова
45 лет назад в небе над Днепродзержинском произошла одна из крупнейших авиакатастроф в мире. В небе столкнулись два пассажирских самолета Ту-134. Погибли 178 человек, в том числе футбольная команда "Пахтакор".
Читать на сайте RG.RU

11 августа 1979 года Ту-134 с бортовым номером 65735 вылетел из аэропорта Ташкента по маршруту Гурьев-Донецк-Минск. На борту 84 человека, включая 12 детей и 17 представителей узбекского футбольного клуба "Пахтакор". Команда направлялась в Минск на матч чемпионата СССР высшей лиги с местным футбольным клубом "Динамо". В 13:11 рейс 7880 вылетел из аэропорта Донецка и после набора высоты занял эшелон 5700 метров.

Другой Ту-134 с бортовым номером 65816 совершал рейс по маршруту Челябинск-Воронеж-Кишинев. В 12:54 он вылетел из Воронежа.

В 13:35:38 в районе города Днепродзержинск в зоне ответственности Юго-Западного сектора Харьковского РЦ ЕС УВД самолеты столкнулись. Трагедия произошла в точке пересечения трасс Днепропетровск - Кременчуг и Магдалиновка - Днепродзержинск в облаках, на высоте 8 400 м.

Самолеты столкнулись под углом 95°. Ту-134А №65816 пилотской кабиной столкнулся с правым крылом подходящего слева Ту-134А №65735. Обе машины начали разворачиваться вокруг своих вертикальных осей, столкнулись хвостовыми частями…

В 13:37 пилот самолета Ан-2, летевшего из Черкасс в Донецк, сообщил на землю: "Что-то падает с неба!".

Расследование самой страшной авиакатастрофы Советского Союза проходило в обстановке строжайшей секретности. Виновными в столкновении самолетов признали 20-летнего авиадиспетчера Николая Жуковского, работавшего на данной должности лишь считанные месяцы, а также его начальника - 28-летнего Владимира Сумского.

Вот выдержка из расшифровки переговоров диспетчеров с экипажами:

"Диспетчер Жуковский: 816-й, следуйте 8400 Красноград.

Молдавский Ту-134: Вас понял, а 9600 нельзя?

Жуковский: Пока нет, над Красноградом попутный на 9600.

Молдавский Ту-134: Понял Вас, 8400 сохраняю

Молдавский Ту-134: У нас интервал с попутным есть на 9600 55 км, разрешите нам набор на 9600.

Жуковский: 816-й, пройдете Красноград, посмотрим.

Молдавский Ту-134: Хорошо".

Через девять минут по указанию диспетчера на высоту молдавского самолета поднимается белорусское судно, следующее ему навстречу…

Выводы комиссии, расследовавшей авиакатастрофу: причиной явились ошибки и нарушения требований НПП ГА-78, допущенные диспетчером Юго-Западного сектора и диспетчером-инструктором в части назначения эшелонов и обеспечения установленных интервалов между воздушными судами, соблюдения правил фразеологии радиообмена.

Оба диспетчера отправились на пятнадцать лет в места заключения. Владимира Сумского освободили через 6,5 лет за хорошее поведение. По некоторым данным, Жуковский в тюрьме покончил жизнь самоубийством.

55 лет назад произошла одна из самых загадочных авиакатастроф
Авиатранспорт Аварии и катастрофы