Как на пороховой бочке
Еду в микрорайон Гидростроителей, нахожу нужный адрес: проспект писателя Знаменского, 9. Два 24-этажных дома расположены рядом. Оба были заложены еще в 2012 году. Директор управляющей компании Артем Порохин, вызвавшийся быть моим гидом, не может сдержать негативных эмоций.
- В доме еще и половина квартир не заселена, а такое впечатление, что тут слоны тренировались, - возмущается он. - А все потому, что материалы выбирали самые дешевые и некачественные, экономили на всем...
Впрочем, не нужно быть специалистом, чтобы увидеть явные трещины на несущих железобетонных стенах и плитах-перекрытиях, открытые температурные швы на внешних стенах, неработающие лифты, а также прочие вопиющие недоделки. В плачевном состоянии и дворовая спортивная площадка: покрытие стерто в крошку, все в ухабах и рытвинах.
Как рассказывают люди, на момент сдачи домов в эксплуатацию в апреле 2022 года "из 10 лифтов работало только два, инженерные системы не были испытаны и переданы заказчику, не завершены работы по пожарной сигнализации, оставлены сотни недоделок по общестроительным работам. В итоге то заливает цокольные этажи, где расположены все инженерные системы, то горит машинное отделение лифтов, то и вовсе на одном из лифтов обрывается канат..." Убеждаюсь, что не ради красивого словца жильцы написали в письме в редакцию: "Мы живем как на пороховой бочке"… Их тревогу подтвердила и экспертиза, установив, что эксплуатация домов "без угрозы для жизни и здоровья проживающих невозможна".
Застройщик виноват?
А вот выяснить, кому дольщики обязаны своими мучениями, оказалось значительно труднее: сотни документов, десятки мнений экспертов... Постепенно складывается такой сюжет. За пять лет сменилось несколько подрядчиков, которые стали фигурантами уголовных дел. Летом 2017 года ООО "Кубанькапстрой", являясь застройщиком этих многоквартирных домов, заключило договор с группой компаний ГИК, в состав которой входили фирмы "Кубаньресурс" и "ГИК-Риэлт". В счет оплаты за будущие работы инвестору-дольщику авансом были переданы квартиры в будущих новостройках с правом их продажи. По этому поводу даже устроили для дольщиков праздник, на котором представители администрации города заверили, что инвестор надежный, он полностью достроит дома и передаст дольщикам квартиры уже к 1 сентября 2019 году. Работа на домах закипела, однако тут же стихла. К планируемой дате выполнено было не более 30 процентов от общего объема работ. Как вы уже догадались, местные власти закрывали глаза на жалобы дольщиков и разводили руками.
Естественно, первый спрос с застройщика. Руководитель компании "Кубанькапстрой" Виктор Артуганов вины с себя не снимает. Обложившись документами, он рассказывает, что все эти годы он лично контролировал ход строительных работ и добивался привлечения к ответственности недобросовестных подрядчиков. Но не всегда ему было все под силу. Уточняю: "Почему?"
- Городские власти мне буквально в 2017 году навязали в качестве генподрядчика группу компаний ГИК, - отвечает Виктор Артуганов. - Но он казался ненадежным партнером. Мы, понятно, стали бить тревогу, надеялись, что угроза штрафных санкций заставит фирму возобновить работы. Но весной 2020 года новый удар под дых: городские власти неожиданно решают, что единственным способом достройки домов будет расторжение прошлых договоров застройщика и генподрядчика и заключение новых.
Вы, наверное, думаете, что делалось это в интересах дольщиков? Я тоже было так подумала... Сопоставляя договоры, нахожу, что из последнего чудесным образом исчезли штрафные санкции за нарушения сроков выполнения работ и изменились условия оплаты. Вместо оплаты за "выполненные объемы", появилась обязанность по их авансированию.
Причем у "городских властей" весьма конкретные лица. Это тогдашний мэр Краснодара Евгений Первышов, директор департамента строительства городской администрации строительства Артем Аганов, а также директор Фонда защиты прав дольщиков Евгения Шумейко. Они так рьяно защищали "интересы дольщиков", что договор был переписан в интересах генподрядчика.
Известный мотивчик
Чем это было продиктовано, можно только догадываться. Хотя подобные действия объясняются, как правило, простой поговоркой: рука руку моет. По крайней мере, не случайно все названные чиновники - уже бывшие. Первышев, оставив пост мэра кубанской столицы, ушел в Госдуму, а Шумейко и Аганов стали фигурантами уголовных дел. Причем оба - по коррупционным статьям, в связи "совершенными преступлениями в строительной отрасли". Так, Артему Аганову за пособничество во взятках и хищение бюджета светит срок до семи лет лишения свободы, сейчас дело против него рассматривается в краевом суде, итоговый приговор еще не вынесен. А вот Евгению Шумейко уже приговорили к семи годам лишения свободы за получение коммерческого подкупа в размере 42,5 миллиона рублей.
Небольшой штрих: в свое время "продвижение" Евгении Шумейко на должность руководителя Фонда, если верить местным СМИ, лоббировал Мисак Казарян, владелец той самой группы компаний "ГИК", которая и достраивала ЖК "7 Вершин". Если это так, то становится понятным, как он, получил этот подряд и почему не боялся ответственности за срыв заключенного договора. Как и то, почему дома были введены в эксплуатацию фактически недостроенные. Одним только гарантийным письмом генподрядчика, что огромный объем работ обязательно будет выполнен в течение месяца после ввода домов в эксплуатацию, объяснить это трудно. Представителей администрации даже не смутила труба отопления, которая проходит через этажные электрические счетчики. И, кстати, сейчас Следственный комитет по Карасунскому округу края разбирается с этим.
Суд да дело
- И вы послушно выполняли решения чиновников, - допытываюсь я у застройщика Виктора Артуганова.
Он смущенно улыбается, мол, побыла бы в моей шкуре, не задавала бы подобных вопросов. Передает мне постановления судов.
- В декабре 2021 года в связи с невыполнением ГИК взятых обязательств по оплате полученных квартир, а фактически по недостающему финансированию строек, мы пытались вернуть ранее переданные группе компаний ГИК квартиры, - комментирует он.- Рассчитывали направить полученные средства на достройку и устранение брака. Две судебные инстанции поддержали нас, то есть, по сути, дольщиков, ссылаясь на нарушение инвестором своих обязательств по срокам оплаты.
А вот Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, выясняется, имел свое особое мнение, основанное далеко не на материалах дела.
- Суд сослался на информацию, порочащую застройщика, в интернете. И на устные утверждения юристов генподрядчика, не подкрепленные документами, - уточняет Артуганов.
Видимо, воодушевленная этим решением компания ГИК продолжает наступать дальше. И уже в Арбитражном суде Краснодарского края требует, чтобы застройщик передал ей все квартиры согласно договору. То есть, другими словами, признал: работы выполнены ею в полном объеме.
Жилой комплекс "7 Вершин" в КраснодареИ снова наблюдаем, как недострой превращается в сказочно уютный дом. Иск, поданный компанией ГИК, рассматривала судья Ольга Миргородская. Она, судя по материалам и рассказам очевидцев, не сомневалась, что истец выполнил все свои обязательства по строительству домов в микрорайоне Гидростроителей. Ей даже не понадобилось для этого проведение строительно-технической экспертизы, что обычно делают в подобных спорах. А обосновала свое решение так: "В удовлетворении заявленных ходатайств компании "Кубанькапстрой" отказать, ПОСКОЛЬКУ". И дальше просто поставила точку, не утруждая себя мотивировкой.
Полагаю, потому, что по документам она ясна как солнечный день. И навести тень на плетень невозможно. В свое время застройщик "Кубанькапстрой", выступающий в суде в роли ответчика, в счет оплаты строительных работ передал компании ГИК квартиры на сумму 554 миллиона рублей. Но та на достройку домов почему-то перечисляет всего лишь 379 миллионов рублей.
Компания ГИК, простите, а где остальные деньги? Застройщик пытается их вернуть, то есть вынуть из чьих-то карманов и потратить в интересах дольщиков, но ему в этом отказывают. Что за страшная тьма, пришедшая не иначе со Средиземного моря, застила глаза судье Ольге Миргородской? Не говоря уже о сокровенном вопросе: куда испарились деньги дольщиков - 175 миллионов рублей?
Ход конем
Но вишенкой на торте оказалось совсем не это. Подрядчик понимает, что ситуация критическая - сколько веревочке ни виться, а 13 документов доказывают, что дома сданы с большими нарушениями и эксплуатация их без угрозы для жизни и здоровья проживающих невозможна. Жильцы продолжают жаловаться, а застройщик - добиваться возврата денег. И как вы думаете, поступают подчиненные Мисака Казаряна? Устраняют недоделки? Возвращают деньги? Да ничего подобного. Решают обвинить во всех грехах заказчика в лице Виктора Артуганова. И пишут заявление о совершенном им преступлении.
Согласно постановлению следователя полиции Олега Филонова о возбуждении уголовного дела от 17.01.2024 года по ч.4 ст 159 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц в особо крупном размере) ему в вину вменяется и обращение с корыстными побуждениями в суд с исковым заявлением, и мошенничество, и обман Арбитражного суда Краснодарского края, куда он якобы представил документы с недостоверными сведениями, и... конечно, ущерб фирме "ГИК-Риэлт" в размере, обратите внимание, более 1 000 000 рублей. Не был виновным - станешь.
Все эти изыски легко опровергаются документами. И видны даже человеку, не искушенному в юриспруденции. Однако, следователи полиции с завидным упорством шьют дело: многочасовые допросы Виктора Артугонова и его родных, адвоката, обыски в домах… Компромата и коробок с деньгами не находят, но страха нагнали: "Всех посадим"... Подследственному отказывают во всем, что может подтвердить его невиновность, ссылаясь на то, что "следователи сами определяют ход расследования дела"… А, может быть, точнее - стряпают дело, чтобы скрыть неправомерные действия группы компаний ГИК?
Факты подтвердились
С этим вопросом и материалами, собранными в ходе журналистского расследования, обращаюсь к прокурору Краснодарского края Сергею Табельскому. Он поручил разобраться в ситуации начальнику отдела по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел, советнику юстиции Максиму Черному. После этого прокуратурой были затребованы материалы уголовного дела, возбужденного в отношении Виктора Артуганова. Вскоре мне сообщили, что "факты, изложенные в обращении корреспондента "РГ" на имя прокурора края, подтвердились". По словам Максима Черного, "подтверждение признаков состава преступления и противоправность действий Артуганова на момент возбуждения уголовного дела отсутствовала".
Как сообщил руководитель надзорного отдела прокуратуры края, требование об устранении нарушений федерального законодательства было направлено руководителю ГСУ ГУ МВД края Алексею Глазкову. Значит, у 600 с лишним обманутых дольщиков появился шанс добиться справедливости.
Эта новость, не скрою, меня тоже обрадовала. Только мне очень хотелось бы спросить у Мисака Казаряна, почему чиновники и сотрудники правоохранительных органов делают все возможное и невозможное для удовлетворения его желаний? Но ничего у меня не вышло: разыскать "известного кубанского строителя" не удалось, а письма, направленные в адрес принадлежащей ему компании, остались без ответа.