Контракт на создание индустриального парка по федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя был заключен в конце 2020 года, первоначальная стоимость составляла 591 миллион рублей, а срок исполнения - апрель 2022 года. Позже цена выросла до 733 миллионов рублей. Инженерные сети и подъездные пути в эту сумму не входят. Их стоимость составляет еще около 500 миллионов рублей.
Общая площадь парка - 77,7 гектара. Планировалось создать парк типа гринфилд, то есть подготовить участок в буквальном смысле в чистом поле, подвести к нему подъездные пути и коммунальные сети - электричество, газ, воду и канализацию. Резиденты должны были сами построить на готовой площадке производственные помещения.
Почти сразу вскрылись "непредвиденные обстоятельства". Проект был разработан из рук вон плохо. На одном из участков обнаружилась мусорная свалка, которую нужно рекультивировать. Как можно было забыть про свалку и принять проект в таком виде, никто из чиновников не знает. Подрядчику пришлось переделывать проект.
Для создания парка выбрали три участка в районе Камышового шоссе. Один из них занимает старый мусоросжигательный завод с той самой свалкой. Работы на его территории не ведутся. Строительство началось на двух других участках, объединенных между собой, общей площадью около 50 гектаров.
Губернатор Севастополя Михаил Развожаев, отчитываясь перед Заксобранием, сообщил, что строительство индустриального парка было разбито на три очереди. И сейчас власти города подумывают над тем, чтобы отказаться от третьей, которая включает работы на участке мусоросжигательного завода.
- Когда первый раз проектировали, забыли, что там лежит мусор, - сказал Развожаев. - Этот проект делался давно. Когда прошли изыскания, оказалось, что для начала нужна рекультивация. Но первые две очереди предприятий уже практически готовы, их можно ввести в строй. Единственная проблема - ограничения в подаче необходимой мощности электроэнергии.
Согласно проекту, парк "Гераклид" должен был иметь электроснабжение мощностью восемь мегаватт. Такая же информация содержится в характеристиках объекта на инвестиционном портале Севастополя. На четвертый год строительства оказалось, что парк вообще не подключен к электросетям.
- Несколько раз говорили, что индустриальный парк вот-вот сдадут и откроют. Сейчас есть информация, что его в принципе нереально открыть, потому что не хватает энергетической мощности. То есть электросети не способны обеспечить полномасштабную работу парка, - отметил глава комиссии по бюджету Заксобрания Севастополя Вячеслав Аксенов.
Губернатор объяснил, что за подключение электричества отвечал ФГУП "102 Предприятие электрических сетей", с которым был заключен договор. Однако работы не удалось выполнить, контракт сорвался. Недавно энергокомпания сообщила, что сможет выделить парку "Гераклид" один мегаватт электроэнергии.
- Это позволит нам запитать первую и вторую очередь парка, а резидентам - начать деятельность, - сообщил Михаил Развожаев. - Мы точно до конца года закончим первую и вторую очереди. А чтобы дальше развивать этот проект, понадобится чуть больше времени.
Он уточнил, что проблема не в нехватке электроэнергии, а в распределительных сетях. Они устарели, долгое время их никто не модернизировал, не строил новые трансформаторные подстанции. Глава города рассчитывает, что энергокомпании пойдут городу навстречу и будут в первую очередь подключать инфраструктурные объекты, которые строятся по госпрограммам.
Ранее "РГ" писала, что резидентами парка "Гераклид" планировали стать 24 компании. Пять самых крупных намеревались инвестировать 1,8 миллиарда рублей и создать более 600 рабочих мест. Среди якорных резидентов называли крупную фабрику мороженого, биотехнологический комплекс для производства белка из метана, который используется в кормах для животных, завод строительных материалов, гипсовых и железобетонных изделий. Обсуждалось и создание первого в Крыму центра обработки данных для хранения клиентских баз банков, медицинских клиник, МФЦ, мобильных сетей.
Что известно о парке "Гераклид"
Индустриальный парк находится на Камышовом шоссе, которое связывает Севастопольский морской порт с федеральной трассой "Таврида", поблизости находится железнодорожная станция Севастополь Товарный.
Для потенциальных резидентов разработали критерии отбора. Предпочтение отдадут компаниям с инвестициями более 100 миллионов рублей на гектар. Также будет учитываться количество новых рабочих мест и налоговые отчисления. Важно, чтобы компания смогла подтвердить источники финансирования. Для резидентов с материка обязательное условие - зарегистрировать юрлицо в Севастополе и платить здесь налоги.