Главными его отличиями от остального общественного транспорта была скромная табличка в кабине водителя с надписью "экскурсионный" и присутствие в салоне профессионального гида. Проезд в таком троллейбусе был чуть дороже - вместо четырех копеек он стоил десять. Желающих прокатиться было предостаточно, не случайно маршрут пользовался популярностью более 10 лет.
Вот и в наши дни участники акции "Экскурсионный троллейбус. Бишкек. Реконструкция" и пассажиры проехали по троллейбусному маршруту N 11, который начинается в микрорайоне Джал (когда-то деревня Попеновка), проходит по самым оживленным улицам вдоль достопримечательностей столицы и завершается на Западном автовокзале, расположенном на проспекте Жибек-Жолу, бывшем когда-то частью Великого Шелкового пути.
Экскурсию для гостей и жителей Бишкека провела Алтынай Кудайберген. Она отметила важность сохранения троллейбусов для городской инфраструктуры и их роль в развитии экологически чистого общественного транспорта.
- В страну ежегодно приезжает множество туристов и было бы замечательно восстановить тот самый знаменитый экскурсионный маршрут. Нам следует рассказывать о достопримечательностях Бишкека. Сами кыргызстанцы много ли знают о столице? - сказала Алтынай Кудайберген.
По ее словам, во Фрунзе именно троллейбусы играли важную роль в перевозках горожан из спальных районов в индустриальные зоны и обратно. Маршруты разрабатывали целые градостроительные институты, поэтому транспортная сеть была организована эффективно.
Участница акции Гульфира Минкина поделилась воспоминаниями о поездках на подобном маршруте: "Бывало, заходишь в салон уставшая с работы и слышишь приятный голос экскурсовода, смотришь в окно и гордишься тем, что живешь в такой красивой столице с прекрасными историческими зданиями. Троллейбусы и памятники архитектуры - важная часть нашей страны, это наша история и наша молодость, и очень важно сохранить ее для наших потомков".
По словам организатора мероприятия Бермет Борубаевой, целью акции было не только показать достопримечательности Бишкека и рассказать о славной истории города, но и напомнить о важности сохранения самого экологичного вида транспорта.
- Более 70 лет мы развивали электрический транспорт, но сейчас мэрия планирует ликвидировать его. Мы должны бороться за сохранение троллейбусов, - подчеркнула она.
- Воссоздание, пусть даже временное, экскурсионного троллейбуса позволило старшему поколению погрузиться в добрые воспоминания, а молодежи узнать, как было интересно и увлекательно ездить на нем, - добавила Бермет Борубаева.
Кстати, в советское время в Киргизской ССР помимо экскурсионного существовали еще троллейбус-буфет, троллейбус-грузовик, читающий троллейбус и даже свадебный троллейбус, в котором зародилась не одна ячейка общества.