18.08.2024 10:49
Культура

Микита Воронов: "Моя задача как актера - любить людей"

Текст:  Мария Севидова (Школа критики. Мастерская Ивана Кудрявцева)
Фильм Кирилла Султанова "Наступит лето" получил Специальный приз жюри "За актерский состав завтрашнего дня" на 32-м фестивале "Окно в Европу", который завершился в Выборге. Главного героя Никиту сыграл выпускник Школы-студии МХАТ - Микита Воронов. Спросили актера про подготовку к первой главной роли в полнометражном кино, о дружбе с Марком Эйдельштейном и планах на будущее.
Кадр из фильма "Наступит лето". / kinopoisk.ru
Читать на сайте RG.RU

Как тебе "Наступит лето"?

Микита Воронов: На премьере я просто был погруженным зрителем, даже не отвлекался на свою актерскую игру. Последние минут тридцать просмотра был в напряжении, к финалу все внутри сжалось, и накопленные переживания вылились в какую-то очень сильную эмоцию. Я даже заплакал. Для меня картина сложилась, именно потому что произвела такое катарсическое очищение…

Это не первый фильм, над которым ты работал с режиссером Кириллом Султановым...

Микита Воронов: Да, мы уже работали над коротким метром "Май нулевого" вместе с Кириллом и Тиной Стойилкович (играет в фильме девушку Сашу). Большая радость идти из одного проекта всем вместе: сохранился оператор, режиссер, исполнительный продюсер. Это очень помогает в работе, потому что есть слаженность, не нужно отвлекаться на какие-то формальности. Можно просто заниматься искусством.

Роль была сложная, поэтому я рад, что мог советоваться с Кириллом, предлагать что-то новое и получать поддержку. То есть, это клево: не бояться режиссера и понимать, что твой герой - это твоя зона ответственности. Когда есть такое делегирование, когда есть ощущение, что ты занимаешься своим делом, что ты на своем месте, получается сделать своего героя максимально интересным.

Пять фильмов фестиваля "Окно в Европу", на которые стоит обратить внимание

История рассказывает о пятерых друзьях, которые вместе переживают тяжелые и травмирующие события. Как у тебя складывались отношения с другими артистами на площадке?

Микита Воронов: Моим антагонистом был Дэн - герой Марка (Эйдельштейна - прим. "РГ"), а мы с ним лучшие друзья. Познакомились мы давно, за полгода до поступления на кастинге у Александра Ханта - пробовались в его фильм "Межсезонье". Я тогда собирался учиться на программиста, и для меня все это была какая-то авантюра, совершенно новый мир. Потом мы поступили на один курс в мастерскую Марины Брусникиной и Сергея Щедрина Школы-студии МХАТ. Конечно, после четырех лет существования бок о бок хотелось сыграть вместе в каком-то фильме, поэтому было просто классно.

Почему тогда передумал быть программистом?

Микита Воронов: Наверное, духовная жажда всегда влекла к познанию. Даже к программированию у меня было не буквальное отношение, а скорее - как к способу создать что-то новое с позиции творца. Искусство же - это такая чистейшая форма созидания. Так что решение поступать в театральный, на самом деле, было мотивировано желанием искать себя.

Ты сыграл драматическую роль первого плана почти без реплик. Понадобилась ли для этого какая-то специальная подготовка?

Микита Воронов: Погрузиться в этого персонажа, в Никиту, было самым сложным и интересным. Потому что он очень болезненный человек. В мастерской нас учили человекоцентричному подходу, чтобы актер умел принять и полюбить своего героя. А тут сирота, который существует в криминальной среде, идет на поводу у обстоятельств и переживает сильнейшие эмоции. У него "глаза злые", как сказала героиня Саша. И как такого полюбить?

Странным образом помог наш звукорежиссер Алексей Флоринский, который 15 лет работал детским психиатром. Как-то мы сидели с Марком и Лешей, ели пиццу, невзначай спросили его, что он думает про наши роли. А он так невзначай, откусывая пиццу, сделал нам подробный психологический портрет каждого из персонажей, объяснив на научном уровне природу поведения героев через возможные девиации, нарушения сознания и мышления. Такой подход мне очень понравился. В этом смысле роль Никиты - одна из моих любимых, потому что это результат большой работы и погружения.

В августе на экраны выходит фантастический фильм о галактических пиратах

Что тебе не нравится в профессии?

Микита Воронов: На самом деле, мне нечего сказать, потому что я занимаюсь своим делом и люблю его. Наверное, мне не нравится система подбора персонажей по амплуа, когда вопрос производства стоит выше художественной задачи. Для меня актерство - это возможность попасть в мультивселенные, где ты можешь быть кем угодно и где угодно: в разных исторических эпохах и обстоятельствах, с различными характерами. Потому что мне тесно в одном теле и в одних обстоятельствах. Когда я смотрю большое мировое кино, мне нравится, что там люди работают над ролью от исходного к полному преображению. И это моя точка интереса - быть разным. Пока что так, к счастью, и получается.

Какие советы можешь дать начинающим актерам, учитывая свой опыт?

Микита Воронов: Самый большой совет - быть ответственным. Начинающие актеры часто воспринимают сами себя как ведомых, как функцию, снимают с себя ответственность и перекладывают ее на режиссера или на кого-то еще. Так не работает. Это совместный труд по выстраиванию взрослых серьезных отношений, где ты отвечаешь за свою роль и должен вкладываться.

Второй совет - пытаться понять режиссера и не идти в отрицание. В итоге это не только задаст вектор, но и обеспечит очень много свободы.

Ну и внимание. Важно уметь вовремя собраться, чтобы не тратить время, не переснимать дубли. Я даже не про мелкие детали, там, когда не помнишь, в какой руке держал кружку в предыдущем кадре. А скорее про способность уловить, быть в моменте, быть включенным.

Поделишься планами на будущее?

Микита Воронов: Совсем скоро у меня начнутся съемки в новом, более длительном проекте. Параллельно я пишу музыку и помогаю развивать театр Ицкович-Theatre, где мы вместе с моим другом и художественным руководителем труппы Леонидом Ицковичем занимаемся новой клоунадой. Спектакли производятся в формате лаборатории, этим летом мы уже провели два закрытых показа. Я, как директор театра, сейчас ищу площадки и инвесторов, чтобы мы могли запуститься масштабно.

А в глобальном плане - хочу выйти на материальную независимость, много путешествовать и сочетать это с творчеством. Интересно было бы отправиться в экспедицию и посниматься где-нибудь на Крайнем Севере, в тайге или на Байкале. Надеюсь, что моя профессия в этом поможет.

(Куратор текста Сусанна Альперина)

Наше кино