19.08.2024 04:00
Экономика

Юрий Станкевич: Газовая отрасль нуждается в переменах

Текст:  Сергей Тихонов
Сокращение прибыли от экспорта газа в Европу и рост налоговой нагрузки привел к тому, что уже c 2023 года прибыль "Газпрома" - компании, ответственной за решение социальных задач (газификации), ушла в отрицательную зону. Об этом в интервью "Российской газете" рассказал заместитель председателя Комитета по энергетике Государственной Думы Юрий Станкевич.
Читать на сайте RG.RU

По его словам, у "Газпрома" и так называемых независимых производителей газа сохраняются перспективные направления для роста. Это, в первую очередь, производство сжиженного природного газа (СПГ) и газомоторного топлива, а также продукции газохимии, к примеру, удобрений. Также хороший потенциал есть у новых экспортных проектов "Газпрома".

По мнению Станкевича, один из перспективных вопросов для обсуждения - завершение разделения естественно-монопольных видов деятельности (газопроводы - прим. "РГ") от конкурентных (экспорт - прим. "РГ") в системе "Газпрома" и постепенный переход от регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифов на транспортировку газа по магистральным газопроводам.

Конкуренция - двигатель прогресса, считает он. Сегодня у отрасли достаточно инструментов, чтобы обеспечить баланс интересов всех ключевых участников - "Газпрома", в том числе в качестве оператора магистральных газопроводов, независимых производителей, населения и промышленности.

"Считаю, что вопрос либерализации экспорта газа (сейчас трубопроводный газ может экспортировать только "Газпром", а СПГ - компании с госучастием) требует глубокой и проработанной дискуссии. Одновременно с этим отмечу, что у участников отрасли, не обладающих правом на экспорт сейчас, существуют источники для монетизации газа - это, прежде всего, проекты по переработке и производству продукции газохимии и газопереработки", - сказал Станкевич.

Полную версию интервью с Заместителем председателя Комитета по энергетике Государственной Думы Юрием Станкевичем читайте на сайте.

У Европы остается все меньше альтернатив газу из России
Нефть и газ Госдума