"Из-за особенностей процедуры возврата товара при онлайн-торговле стали возможны различные злоупотребления. Например, покупатель может сдать назад в пункт выдачи товаров или отправить по почте поношенное нижнее белье, использованную косметику или парфюмерию. А продавец должен принять обратно эти ношенные трусы и вернуть деньги. В оффлайн-магазине так делать нельзя, поэтому там нет рисков получить на руки бывший в употреблении товар. Мы предлагаем в этой части приравнять онлайн-магазины к оффлайну", - объяснил Алексей Федоров.
Среди других примеров представитель ТПП привел практику сдавать обратно в интернет-магазины использованные линзы для глаз, градусники, тонометры и другое медицинское оборудование, товары по уходу за детьми, а также подменять дорогие средства гигиены и косметику дешевыми.
"Бывают случаи еще, когда молодой человек заказывает девушке цветы через интернет. Она получает букет, но имеет право сдать назад, в этом случае молодой человек получит деньги. А магазин получит убытки, хотя выполнил свои обязательства добросовестно", - рассказал Федоров.
В связи с этим Совет по развитию электронной коммерции обратился в Роспотребнадзор с предложением ввести для дистанционной торговли перечень невозвратных товаров надлежащего качества. Сейчас согласно закону "О защите прав потребителей" покупатель вправе отказаться от любого купленного в интернете товара в течение семи дней.
Крупные торговые площадки следуют требованиям закона, однако дополнительно устанавливают собственные списки невозвратных категорий товаров. Так, в Wildberries это парфюмерия и косметика, постельное белье, скоропортящиеся продукты и предметы личной гигиены. Правда, их все равно можно вернуть, договорившись через чат с продавцом. Ozon не возвращает деньги за кастомизированные и цифровые товары.
"Когда принимался закон о защите прав потребителей, онлайн-торговля занимала меньше 1% от всей российской розничной торговли. Теперь это уже почти 30% всех товаров, а в непродовольственной рознице этот процент еще выше. Мы считаем, что раз в обычном магазине покупатель не выливает шампунь себе на голову, чтобы его "протестировать", то и для онлайн-торговли должны действовать те же правила", - заключил Алексей Федоров.