21.08.2024 10:39
Культура

На Русском Севере открылся музей Юрия Коваля

Текст:  Дмитрий Шеваров
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №186 (9428)
Юрий Коваль на своей персональной выставке "Книги. Живопись. Эмаль". Февраль 1994 года. / Фото Николая Михаловского из архива Павла Крючкова
Читать на сайте RG.RU

Ю. Коваль

На будущий год исполнится тридцать лет, как мы живем без Юрия Коваля и все-таки - с ним. Нам, его читателям, трудно представить, как мы пережили бы эти тридцать лет, не будь рядом с нами "ковалиных" рассказов, стихов и песен.

Книги Коваля обладают парадоксальным качеством - от перечитывания они становятся свежее и ярче. Если сердце сдавила тревога, если тьма сгустилась вокруг тебя - открой на любой странице книгу Коваля, послушай его песню, посмотри его рисунки. Тьма обязательно рассеется, а в сердце - вот нечаянная радость! - хлынет свет.

Кто включает этот свет, где находится этот включатель-выключатель - об этом уже и думать некогда. Хочется поскорее жить и делать что-то хорошее.

Оставишь на подоконнике раскрытую книгу Коваля и побежишь по своим заботам-хлопотам. И до самого вечера будет согревать мысль: а ведь дома ждет книжка, да еще какая - в ней каждое слово тебе улыбается.

Недавно в Доме-музее Корнея Ивановича Чуковского в Переделкине прошла выставка, посвященная Юрию Ковалю. В маленькой комнате, где с трудом поместятся пять человек, можно было увидеть его книги, рисунки, фотографии.

Те, кто успел побывать на этой скромной выставке, спрашивали: "А где в Москве музей Юрия Коваля?" На этот вопрос приходилось разводить руками и качать головой: нет в Москве такого музея - его вообще нигде нет.

Но вот пришел день 16 августа и появился на свет Музей Юрия Коваля! Открылся он, правда, не в Москве, но - в Московской башне. В только что отреставрированной Московской башне Кирилло-Белозерского музея-заповедника!

Московская башня объединила главные вехи жизни писателя: он родился и умер в Москве, а свою духовную родину нашел за пятьсот километров от столицы - на вологодской земле, в деревеньках близ города Кириллова. Жители этих деревень - дети и старики - стали героями лучших рассказов Юрия Коваля, составивших книгу "Чистый Дор".

Московская башня Кирилло-Белозерского монастыря. / vk.com/kirmuseum

На двух ярусах Московской башни по-домашнему уютно разместились живопись и графика Юрия Коваля, деревянные скульптуры, эмали, книги, фотоснимки, записки и зарисовки, пишущая машинка и гитара...

Мне кажется очевидным, что музей Юрия Коваля обрел свой дом в монастырской башне не без помощи основателя обители преподобного Кирилла Белозерского.

Конечно, не будь горячих энтузиастов создания музея Коваля, святому Кириллу некому было бы и помощь подать. И тут прежде всего надо назвать Михаила Шаромазова - генерального директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника, одного из самых творчески заряженных музейщиков нашей страны.

"Юрий Коваль здесь родился как поэт": В северном монастыре открывается выставка чистой радости

Особый поклон - Юлии Коваль, дочери писателя. Все, кто знаком с Юлией Юрьевной, поражаются ее радостному служению памяти отца (ведь порой видишь совсем иное: потомки если и отдают дань памяти своим замечательным предкам, то именно как дань - уныло, неохотно, будто из-под палки).

Два года назад Юлия взялась за издание "Монохроник". По сути это путевые дневники Юрия Коваля, охватывающие последние пятнадцать лет его жизни.

"Монохроники" - самое необычное по жанру произведение писателя, поэта, художника и путешественника. Оно велико по объему и сложно по свободной композиции, по вольному монтажу поденных записей и акварельных этюдов, вырезок из газет и стихотворных автографов, писем от друзей и забавных этикеток.

И вот уже восемь томов "Монохроник" выстроились у меня на полке. Они тяжелы, как иконные доски. Осталось дождаться последнего тома. Так не хочется, чтобы он был последним...

"Монохроники" - для чтения-погружения, для ненастных вечеров, когда новости невыносимо тревожат и хочется... нет, не спрятаться от жизни, а просто почувствовать, как она может быть просторна, глубока и разноцветна. Как ты сам можешь раскрасить свою жизнь в тона радости и любви, если в один прекрасный момент скажешь себе: хватит унывать.

А ведь и в 1980-е (именно тогда Юрий Коваль создавал свои "Монохроники") хватало казенных слов и черных красок. Но Юрий Коваль будто их не замечал, он выбирал совсем другие цвета и другие слова - ясные, солнечные, надежные.

Теперь выбор красок и слов - за нами.

Из стихов Юрия Коваля
Теплом своей прозы Юрий Коваль обязан двоюродному деду Акиму Ильичу
Литература Музеи и памятники