Набор якорей
Опрос проводился в июне 2024 года в сети методом Ривер-сэмплинг* среди жителей всех регионов ДФО. Выборка составила 1200 респондентов старше 18 лет. Почти половина из них (48 процентов) призналась, что их никогда не называли дальневосточниками. 41 процент респондентов сообщил, что такое наименование им "скорее нравится", семь процентов затруднились ответить, а еще четыре процента заявили, что не любят такое обращение.
- Мы выяснили интересный факт. Люди не сталкиваются в своей жизни со словом "дальневосточник", - поделился Кирилл Истомин. - Я много лет прожил и на Ямале. Там никого не называют ни ямальцем, ни уральцем. В обиходе такое понятие, как северянин.
Заместитель полномочного представителя президента РФ в ДФО Григорий Куранов согласился с результатами исследования, поделившись собственным наблюдением о том, что люди не любят, когда их обобщают.
- Более всего это выражено на Сахалине. Здесь говорят: "Я сахалинец. Какой я дальневосточник?". Единственное, когда работает это понятие - если где-то в Москве встречаются люди, например, с Чукотки и из Приморья, то сразу воспринимают друг друга земляками, - рассуждает Григорий Куранов. - Человеку очень важен набор якорей. И это его регион в первую очередь. Когда он приедет в столицу своего края, республики или области, то сообщит, что родился в такой-то деревне. В Москве он с гордостью скажет, что он с Дальнего Востока, а где-то в Европе - что из России.
Стать своим
Очень любопытны результаты опроса среди жителей ДФО о том, сможет ли приезжий стать дальневосточником. Ровно половина считает, что скорее всего у переселившихся из других регионов получится найти себя на Дальнем Востоке. Чуть меньше трети не верят в такое, а остальные затруднились ответить. При этом 62 процента респондентов полагают, что житель ДФО, уехав за пределы региона, все равно останется дальневосточником.
К слову о миграции: 64 процента опрошенных планируют оставаться в ДФО. 15 процентов хотят уехать в другой регион РФ вне Дальнего Востока, шесть процентов - в другую страну (как подчеркнул Кирилл Истомин, количество таких людей заметно снизилось, в том числе среди молодежи), а еще три процента хотели бы перебраться в другой субъект ДФО. Кстати, для последних топ-3 - это Приморье, Хабаровский край и Амурская область.
В путешествия же большинство опрошенных предпочли бы отправиться по России (в порядке убывания: Краснодарский и Алтайский края, Калининградская область, Москва, Санкт-Петербург). На втором месте вариант с зарубежным вояжем (Китай, Вьетнам, Таиланд, Турция, Южная Корея). На третьем - другой регион ДФО (Приморье, Камчатка, Сахалин, Хабаровский, Забайкальский края).
Глобальный поворот
Шесть из десяти жителей ДФО в курсе об объявленной концепции разворота нашей страны на Восток, 40 процентов ранее о нем не знали.
Среди осведомленных эта концепция ассоциируется в первую очередь с развитием ДФО, с активной внешней политикой, взаимодействием со странами Азии.
- Люди воспринимают ее как развитие через промышленность, экономические связи. От разворота на Восток ждут, что у нас начнет расти внешняя торговля и "железный занавес" через нас будет преодолеваться, - подчеркнул Кирилл Истомин.
При этом он добавил, что сегодня человека в принципе больше интересуют новости из своего региона, а из соседнего - гораздо меньше.
- В эпоху постправды в медиа очень много информационного шума и недостоверной информации. В связи с этим у людей высокий запрос именно на правду. В исследовании мы спросили жителей Дальнего Востока, каких новостей им не хватает. Была градация уровней: отдельно о России, ДФО, регионе и населенном пункте. В каждой категории на первом месте запрос на правдивые и честные новости: так отвечали от 12 до 24 процентов опрошенных. Больше всего ценится достоверная информация о развитии региона, достижениях и уровне жизни. Сейчас власти учитывают этот тренд, поэтому так активно развиваются госпаблики и личные страницы глав территорий.
Штрихи к портрету
В массовом сознании Дальний Восток по-прежнему в основном воспринимается через природу, океаны и реки, а также как нечто труднодоступное. Тем не менее стали добавляться и другие ассоциации. Например, развитие экономики. Меняется и образ жителей ДФО. Все меньше про них думают как про людей, стесненных в финансовых средствах. На передний план вышла такая характеристика, как доброжелательность, отзывчивость. На первых ролях также образ трудолюбивого человека. Среди других качеств, названных опрошенными, - душевность, патриотизм, закаленность, любовь к природе и путешествиям, образованность, суровость и жесткость, честность.
* Ривер-сэмплинг (от англ. River Sampling) - метод сбора данных, основанный на непрерывном потоке респондентов, которые привлекаются различными способами и маршрутизируются по разным опросам.