"Согласно материалам дела, в отношении индивидуального предпринимателя налоговым органом была проведена проверка и доначислены налоги в общей сумме более 7 миллионов рублей, - рассказывают в пресс-службе. - В период проведения мероприятий налогового контроля индивидуальный предприниматель продал свой автомобиль "Киа Спортейдж" 2017 года выпуска бывшей супруге (и по совместительству его подчиненной) за 120 тысяч рублей. Налоговый орган счел, что сделка была совершена с целью сокрытия имущества от возможности обращения на него взыскания, и обратился в суд с иском о признании договора купли-продажи недействительным".
Суд, продолжают в пресс-службе, учел, что автомобиль продан по явно заниженной стоимости. Среднерыночная - составляет более 2 миллионов рублей. Какая бы горячая любовь не была у бывших супругов друг к другу, цена выглядит подозрительно. К тому же, у ИП отсутствует в собственности иное имущество в достаточном для погашения задолженности размере, бывшие супруги продолжают работать вместе, сохраняя близкие взаимоотношения. "Иск был удовлетворен. Ответчики обжаловали решение в апелляционном порядке, - рассказывают в пресс-службе. - Курский областной суд признал доводы их жалоб, в том числе о перераспределении таким образом совместно нажитого имущества, несостоятельными. Судом применены последствия недействительности сделки: автомобиль возвращен бывшему владельцу".
Руководитель налоговой практики K&P.Group Виктория Канишевская подчеркивает, что случай не является частным. "Указанный способ защиты интересов бюджета не является частным случаем, его с переменным успехом налоговые органы используют уже достаточно давно, - говорит она. - Подобные иски, как правило, инициируются уполномоченным органом с целью возврата налогоплательщику, имеющему налоговую задолженность, отчужденного имущества, в целях последующего обращения взыскания на такое имущество".
Она напоминает, что в соответствии с законом, налоговые органы вправе предъявлять в суде и арбитражном суде иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам. "Верховный суд России РФ в Определении от 13.07.2018 № 308-ЭС18-2197 указал, что характерной особенностью мнимой сделки является то, что стороны стремятся правильно оформить все документы, не намереваясь при этом создать реальных правовых последствий, - говорит Виктория Канишевская. - В данном случае, суд счел, что действия взаимозависимых лиц при заключении договора купли-продажи не имели цели реального отчуждения имущества, а были направлены исключительно на сокрытие имущества от наложения на него взыскания в счет погашения выявленной недоимки по налогам ИП (супруга)".
Очевидно, продолжает она, что выявление нарушений в сфере налогов не влечет автоматическое поступление в бюджет недоимки. "Взыскание неуплаченного налога - подчас более длительный и трудоемкий процесс, нежели собственно выявление правонарушения, особенно, при наличии недобросовестного противодействия со стороны налогоплательщика. По этой причине налоговые органы ищут наиболее быстрые и наименее обременительные для бюджета пути реализации такого взыскания, - рассказывает Виктория Канишевская. - Одним из таких способов как раз и являются иски о признании сделок недействительными при наличии явных признаков недобросовестности и фиктивности сделок, особенно, в случаях если налогоплательщик проводит такие сделки в период налоговой проверки или сразу по ее окончании (то есть можно с высокой долей вероятности предположить о его осведомленности, что проверка выявит нарушения)".
Примечательный момент: в данном деле речь идет о бывшей жене. Поэтому возникает вопрос, не был ли автомобиль личным имуществом. По словам эксперта, является ли имущество личным или совместным имуществом супругов из текста судебного акта не до конца ясно. Определение апелляционной инстанции содержит доводы ответчиков о том, что с помощью сделки они перераспределили совместно нажитое имущество. То есть, возможно оно уже ранее было распределено. Однако суд, оценивая довод, указал, что раздел имущества осуществляется иным способом, факт же заключения купли-продажи имущества может свидетельствовать о распоряжении ИП автомобилем как своим личным имуществом.
"По закону купля-продажа совместной собственности может быть осуществлена только после установления режима раздельной собственности одним из предусмотренных законом способом, в противном случае такая сделка не соответствует законодательству. Однако, учитывая позицию судов, и обязательства по налогам одного из супруга в ряде случаев могут быть признаны общими обязательствами супругов даже после развода и раздела имущества", говорит Виктория Канишевская. Она подчеркивает, что, в принципе, может быть оспорена любая сделка с имуществом, если имеет признаки фиктивной сделки, направленной на сокрытие имущества от взыскания для погашения налоговой задолженности.
В качестве примера эксперт приводит одно из недавних дел, где суды по иску налогового органа признали недействительным при аналогичных обстоятельствах сделки - договора дарения между сыном и матерью. В том деле в отношении сына, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, также была проведена налоговая проверка и выявлена недоимка. В период проведения налоговой проверки ИП подарил автомобиль матери, которая, в свою очередь, продала его хорошей знакомой по нерыночной (многократно заниженной) цене. При этом, сам автомобиль фактически не выбыл из владения предпринимателя, он продолжал им пользоваться несмотря на проведенные сделки. То есть сделки были проведены лишь для вида.
В свою очередь, руководитель налогового консультирования и предупреждения рисков Юлия Корнева подчеркивает, что налоговые органы наделены широкими полномочиями для соблюдения интересов бюджета. "Например, они может возбудить дело о банкротстве должника по налогам, также оспаривая сделки уже в рамках банкротного дела, - говорит Юлия Корнева. - Однако, более быстрым и эффективным способом является предусмотренный законодательством принудительный порядок взыскания задолженности по налогам. Другой случай, если лицо, например, директор компании, совершившей налоговое правонарушение, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного статей 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов), что, как правило влечет обязанность возмещения ущерба, нанесенного бюджету его неправомерными действиями. В случае совершения такими лицами фиктивных сделок с целью сокрытия имущества, указанные сделки также могут оспариваться налоговыми органами".
Иными словами, для реализации более простого способа взыскания и используется механизм подачи иска о признании недействительными сделок. "Ведь, например, банкротство - процесс длительный, дорогостоящий, который сильно оттягивает, а порой и делает невозможным взыскание. Кроме того, дело о банкротстве могут и не возбудить, например, в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, - говорит юрист. - В этой связи не следует недооценивать возможности налоговых органов, которые используют все доступные им инструменты для и взыскания неуплаченных налогов".