Выступая 27 августа перед педагогическим сообществом страны, Александр Лукашенко признал, что сделано в этом направлении немало. Фиксируются "высокие конкурсы на военные специальности, растет интерес молодежи к поисковой работе, движению ССО" и параллельно снижается "число выпускников школ, уезжающих учиться за границу".
Но работу в данном сегменте воспитательной работы следует продолжать. "И надо помнить: патриота может воспитать только патриот", - добавил глава государства. В этой связи, говоря о престиже профессии, он поставил самую высокую планку доверия к педагогу, назвав его "человеком президента".
"Учитель должен быть больше чем святым человеком в школе! Учитель - это человек президента. Поэтому пятьдесят процентов вашей нагрузки сегодня - это моя нагрузка. Все, что касается темы неблагополучных семей, условий жизни социально уязвимых детей, профилактической и организационной работы - бросить учителя один на один с этими вопросами мы никому не позволим", - заявил он.
Не обошел президент в своем выступлении и попыток со стороны западных оппонентов дискредитировать белорусскую систему образования. Однако в этой связи возникает только один вопрос: если в РБ так плохо учат, то зачем переманивать выпускников на Запад?
Ответ, убежден оратор, вполне очевиден: "Молодые наши соседи - литовцы, латыши, поляки, эстонцы - уже давно ищут счастья в "европах" и за океаном. Теперь этим соседям стали нужны наши дети".
По его словам, для РБ это вызов и именно система образования должна на него отвечать. "Это императив. И одновременно направление для нашей с вами работы", - сказал он, обращая свой призыв многотысячному отряду национальных работников сферы образования.
Кстати, президент прогнозирует, что в Синеокой будет создан образовательный хаб мирового образца, не хуже Гарварда. Например, допускает он, на базе одного из факультетов БГУ будет возведен современный кампус и организована по полному фабричному циклу Высшая школа по направлениям.
Словом, "таланты должны оставаться в республике, а работу со способными детьми в школах и вузах необходимо усилить. Цель одна - они должны жить и работать в своей стране", - сформулировал задачу белорусский лидер.
Правда, говоря о профессиях будущего, он отметил и пока слабую работу в направлении развития специальностей, которые находятся на стыке нескольких дисциплин. Например, телемедицина, агрокибернетика, биохакинг.
С другой стороны, на педсовете было отмечено, что большинство белорусов положительно оценивают работу средней школы. Лукашенко констатировал, ссылаясь на соцопросы НАН, что более 73 процентов опрошенных удовлетворены образовательным процессом. Об этом можно судить и по значительному снижению обращений граждан по вопросам образования в администрацию президента. По сравнению с прошлым годом их количество сократилось на 43 процента. "Да и, по сути, социально значимых проблем заявители не поднимали", - добавил Лукашенко.
Прокомментировал он на педсовете и ситуацию со школьной формой. И хотя, считает глава государства, этот "вопрос возник на ровном месте, реагировать надо и на него". Ведь "любые нестыковки, недоработки приводят к тому, что штормит всю страну, от мала до велика", - заявил он, напомнив о негативном резонансе в прошлом году историю с подсчетами баллов за централизованный экзамен.
Обозреватели пояснили в этой связи, что в новом учебном году в Минске будет реализован пилотный проект, связанный с деловым стилем одежды. В него вошло два десятка учреждений образования: 8 гимназий и 12 средних школ. Учащиеся этих учреждений образования должны будут ходить на занятия в унифицированной одежде делового стиля. Капсула составлена в одной цветовой гамме, из одинакового набора тканей, в ней применены единые подходы к фурнитуре, оформлению.
В иных учреждениях образования сохраняются прежние подходы. Допустим, если в учреждении образования ранее было принято два единых элемента (к примеру, жилет и галстук), этот подход остается.
Подтвердил Лукашенко на педсовете и о планах руководства страны поднять оплату труда педагогов. "Вопросы социальной поддержки учителей, укрепления положительного имиджа педагога и школы - приоритетнейшее направление нашей политики. И работа в этой сфере будет продолжена. К 2025 году мы выравняем заработную плату работников образования со средней по стране", - заверил президент.