Рынок онлайн-торговли стремительно растет, его лидеры уже определены и по факту борьба идет только между ними. Как и в ситуации с "живой" торговлей, законодатели стремятся ограничить аппетиты главных игроков, чтобы они в свою очередь не стали диктовать свои условия рынку. Причины ясны - всем известна ситуация с таксмоторными перевозками, где один-единственный игрок сначала купил, а потом в корне изменил ценовую политику в отрасли, лишив удовольствия большого числа соотечественников.
Новая инициатива фактически приравнивает маркетплейсы к торговым сетям, развитие которых также ограничено законом. Однако насколько такое сравнение корректно?
- Маркетплейс - это и не продавец, это торговая площадка, где работают тысячи мелких и крупных продавцов. Равно как и пункт выдачи заказов, это не розничный магазин, а компания, оказывающая услуги по хранению и выдаче заказов для тысяч разных продавцов. И сравнивать ПВЗ с розничной сетью некорректно, - уверена Нина Конюшева, гендиректор MiXBS.
Можно предположить, что обойти новый закон маркетплейсам поможет опыт торговых сетей - легко открыть условно независимую сеть пунктов выдачи под другим брендом, которая будет работать с одним или несколькими игроками. Ведь закон вряд ли будет предусматривать запрет на заключение договоров сотрудничества со сторонними ПВЗ, уточняет Конюшева, а если будет, то тогда как он коснется почты, которая также выступает ПВЗ для маркетплейсов?
Главный же нюанс, на который обращают внимание все эксперты - разница стартовых условий с географической точки зрения. Крупные маркетплейсы располагают развитой межрегиональной логистической инфраструктурой, что позволяет им осуществлять доставку в самые удаленные уголки. Малые же компании не имеют такой инфраструктуры, и если будут введены ограничения на количество ПВЗ, многие районы рискуют остаться без доступа к разнообразной продукции, прогнозирует Екатерина Авдеева, первый вице-президент Союза интернет-торговли.
Так или иначе новые законодательные ограничения способствуют появлению новых подходов в текущей операционной деятельности. Например, в Поднебесной в каждом крупном жилом комплексе есть свои постаматы, по функционалу - большие почтовые ящики, благодаря которым пользователям не нужно тратить время на получение заказов. В Москве такой опыт уже есть - ПВЗ начали устанавливать в жилых комплексах еще в 2023 году, и до 2025 года планируется установить порядка 10 тысяч постаматов. Однако другие города похвастаться такими планами не могут.
Многочисленные курьеры также могли взять на себя новые функции. Однако сейчас они сильно заняты, да и рабочих рук не хватает, кроме того введение новых услуг потребует найма дополнительного персонала и бюджета. Да и чем больше ПВЗ в шаговой доступности у клиента, тем ниже у него спрос на курьерскую доставку, напоминает Алексей Бездеткин, коммерческий директор логистического сервиса Boxberry.
Что же касается самих ПВЗ, у них тоже есть много маневров для развития. В ряде стран они выполняют функцию пунктов заготовки вторичных ресурсов (что логично, при таком объеме бумажных и полиэтиленовых отходов).
Альберт Федотов, основатель бренда интерактивных развивающих игрушек BertToys:
- Несмотря на то что ПВЗ сейчас, действительно, открываются часто и в больших количествах, еще есть районы мегаполисов и целые города, где жители ждут дополнительных точек. При этом не факт, что новые пункты выдачи - от других маркетплейсов - будут открываться на месте старых: грамотные предприниматели не будут вкладываться в точки с потенциально низким оборотом, так как это просто нерентабельно. Стоит иметь в виду, что рост ПВЗ косвенно ограничивается и самими маркетплейсами: например, пункты с низким рейтингом могут подлежать закрытию.
Важно подчеркнуть и следующее: открытие такого количества пунктов выдачи заказов привело к ситуации, когда почти не осталось невостребованных нежилых помещений, будь то подвальные или полуподвальные. Это же касается и невыгодных до недавнего времени мест на первых этажах жилых зданий. Подобная тенденция заметна не только в крупных городах, она распространилась и на регионы, напоминает Денис Зоммер, член центрального совета независимого профсоюза "Новый Труд".