"В августе индикаторы инфляционных ожиданий преимущественно возросли. Медианная оценка ожидаемой населением в ближайшие 12 месяцев инфляции в августе увеличилась до 12,9%. Медиана долгосрочных ожиданий на 5 лет уменьшилась до 10,4%", - сообщил ЦБ. Ценовые ожидания предприятий на ближайшие три месяца также выросли, хотя и не сильно - на десятые доли процента.
От инфляционных ожиданий населения и бизнеса зависит, насколько эффективно денежно-кредитная политика ЦБ РФ будет контролировать инфляцию. Предприятия, банки и домохозяйства принимают решения о потреблении, сбережении и инвестициях, устанавливают цены товаров и ставки по кредитам и депозитам, в том числе, исходя из своих ожиданий относительно будущей инфляции. Поэтому Банк России учитывает эти ожидания, когда выносит решение по ключевой ставке.
В свою очередь, решения Центробанка влияют на инфляционные ожидания. Чем эффективнее ЦБ достигает своих целей по инфляции и удерживает ее на целевом уровне, тем больше люди верят регулятору. Их инфляционные ожидания в этом случае становятся "заякорены" на низком уровне. В противном случае население с тревогой воспринимает все негативные экономические события и легче смиряется с обесцениванием своих денег. Тогда на рынке то и дело наблюдаются всплески цен на отдельные товары или услуги, а Центробанку приходится сильнее повышать ключевую ставку, чтобы обуздать инфляцию.
Целью регулятора является рост цен темпами не более 4% в год. При этом по прогнозу Банка России годовая инфляция в 2024 году составит 6,5-7%, а целевые показатели будут достигнуты в 2025 году. "Значительное ужесточение денежно-кредитной политики уже затормозило рост цен в первом полугодии этого года и еще больше затормозит его во втором полугодии", - заявил в недавнем интервью "Российской газете" зампред ЦБ Алексей Заботкин. При этом он допустил, что ключевая ставка может быть увеличена до 20% и выше, если у регулятора останутся сомнения в замедлении инфляции.
Ключевая ставка имеет номинальное и реальное значение, а последнее зависит, в том числе, от уровня инфляции, а также инфляционных ожиданий, объяснил старший научный сотрудник Центра изучения проблем центральных банков ИПЭИ Президентской академии (РАНХиГС) Юрий Перевышин. Реальная ставка считается "жесткой", если ее номинальное значение значительно превышает текущие темпы инфляции. Под данным Росстата, сейчас цены растут со скоростью чуть более 9% в год.
"Рост инфляционных ожиданий ведет к снижению реальной ставки процента, смягчению денежно-кредитных условий и увеличению спроса, что приводит к усилению инфляционного давления. В связи с этим опубликованная статистика - аргумент в пользу нового повышения ключевой ставки, например, на сентябрьском заседании совета директоров ЦБ", - говорит Юрий Перевышин.
Сильнее всего в этих данных Банк России может насторожить рост инфляционных ожиданий компаний, устанавливающих цену на свою продукцию, и домохозяйств со сбережениями, которые в большей степени могут перераспределять во времени решение о потреблении и накоплении, добавил экономист.
Высокие инфляционные ожидания действительно могут оказать влияние на последующие действия ЦБ РФ по ключевой ставке, подтвердил доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Осянин. "Увеличение ставки поможет укрепить рубль, снизить инфляцию и воздействовать на уровень доверия населения к финансовой стабильности в стране", - перечислил он.
Банку России было бы куда легче бороться с инфляцией, если бы денежно-кредитная политика регулятора пользовалась большим доверием со стороны населения, бизнеса и экспертного сообщества, считает главный экономист компании "ПФ Капитал" Евгений Надоршин.
"Таргетирование инфляции, которому привержен наш Центробанк, во многом построено на его коммуникации с населением и бизнесом. Проще говоря, ЦБ нужно все время разговаривать с людьми и искренне убеждать, что он все делает правильно", - заметил он.
В истории есть примеры, когда в ряде стран центральным банкам на определенное время удавалось добиваться высокого доверия к своей денежно-кредитной политике. "У этого в самом деле есть много положительных сторон. Но у нас в России сейчас явно другая ситуация, у людей серьезные сомнения. Мы привыкли, что за правильными словами и обещаниями не всегда следует позитивный результат. Конечно, нельзя винить в этом только наш Центробанк, но ему определенно нужно возвращать контроль и над инфляцией, и над инфляционными ожиданиями. Механического повышения ставки для этого явно недостаточно", - заключил эксперт.