Внешне - это самый обычный, привычного цвета состав "Ласточка", которой привыкли пользоваться москвичи. Лишь за лобовым стеклом несколько оптических камер и датчиков. Инфракрасные объективы распознают картинку при любой погоде и времени суток. Лазерные и ультразвуковые датчики оценивают все внешние факторы. Как говорят разработчики беспилотной системы, а это специалисты Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте, автоматика лучше видит, быстрее реагирует на препятствия на пути, а еще не дает сбоев и задержек. Например, машинное зрение острее человеческого на треть. Умное зрение способно разглядеть малейший дефект рельса или обрыв провода. Скорость реакции автопилота при этом будет быстрее, чем у человека - как минимум на секунду. Заметив препятствие, поезд сразу снизит скорость до минимальной. А оператор, который следит за движением дистанционно, сможет провести его по сложному участку. Главное, как уверены разработчики, будет исключен человеческий фактор.
Впрочем, пока этот "человеческий фактор" все еще сидит в кабине. В пресс-службе РЖД пояснили, что запуск беспилотного состава с пассажирами - это третий уровень автоматизации. "Он подразумевает полное управление поездом автоматикой. Но машинист присутствует в кабине для контроля ситуации, а также открытия и закрытия дверей во время посадки и высадки пассажиров", - сообщили в пресс-службе. Как ожидается, поезд будет курсировать в таком режиме наравне с другими составами до начала следующего этапа, то есть минимум - пару лет. "Четвертый этап автоматизации - это запуск поезда вообще без человека в кабине. Переходить к нему планируют не ранее 2026 года", - добавляют в пресс-службе. Связано это со многими факторами. Один из них предполагает создание нового состава на платформе полностью российского аналога "Ласточки" - поезда "Финист".
Отметим, что это не единственный в городе сейчас транспорт "будущего". В начале весны столичные власти начали испытание первого беспилотного трамвая. Сейчас он проехал более 150 км по московским улицам. Ходит он по маршруту N10 от станции метро "Щукинская" до остановки "Кулакова". Правда, пока идет он без пассажиров. Во время движения трамвай с помощью камер и лидаров собирает данные для обучения нейронной сети. Но, как ожидается, уже в этом году "знаний и умений" автоматике хватит для того, чтобы полностью управлять процессом движения вагона, водитель будет лишь страховать его действия. Ожидается, что этой осенью первый беспилотный трамвай выйдет с пассажирами в рейс. А полностью беспилотное движение трамвая с пассажирами, но без водителя за пультом, планируется обеспечить до конца 2025 года. Предполагается, что к 2027 году более 80 процентов трамвайного подвижного состава оборудуют автоматизированной системой управления. Впрочем, задумываются столичные власти и о беспилотных поездах метро. Пока это лишь разработки, однако в течении пяти лет и они могут стать реальностью.