29.08.2024 19:04
Экономика

Корреспондент "РГ" отработал в аэропорту Сочи, который испытывает пиковые нагрузки

Текст:  Ирина Белова (Краснодарский край)
Российская газета - Столичный выпуск: №194 (9436)
Конец августа. Середина недели. Раннее утро. Международный аэропорт Сочи имени В.И. Севастьянова. Уже на подъезде к нему образовалась небольшая пробка из машин такси. На входе в терминал вылета - очередь спешащих улететь домой туристов с детьми: высокий курортный сезон завершается, а школьный - уже на пороге.
С июня по август воздушная гавань Сочи обслужила более 5,1 миллиона пассажиров. / Ирина Белова
Читать на сайте RG.RU

Я тоже в очереди на досмотр. Но сегодня никуда не улетаю, иду к окошку бюро пропусков: оформляюсь на новую работу и временно меняю профессию, становлюсь помощником специалиста по сопровождению маломобильных пассажиров. Вместе с временным пропуском получаю желтый жилет со светоотражающими полосками. И знакомлюсь с новым начальником - специалистом по сопровождению службы организации перевозок аэропорта Сочи Александром Гриневым, который раньше трудился в метеослужбе батумского аэропорта.

Только познакомились, как раздался вызов по рации. "Диспетчер сопровождения Гринев, свободен", - тут же ответил он.

Работа сразу нашлась и для журналиста: нужно встретить колясочника с электрички на входе в аэровокзал. "Мы заранее обращаемся в РЖД и аэропорт, примерно за месяц, нас везде встречают. На коляске мой муж Владимир, у него рассеянный склероз, перестал самостоятельно ходить. Каждый год ездим из дома в Сургуте на отдых в Анапу", - по пути объяснила пассажирка Алена Шевченко. И через какое-то время, воспользовавшись тайм-аутом, продолжаю расспрашивать шефа. "Я работаю с 8.00 до 20.00, у меня 12-часовой рабочий день, затем ночная смена, отсыпной и выходной. Всего у нас пять работников плюс три помощника. Например, сегодня семь человек. Встречаем маломобильных пассажиров, причем как на вылет, так по прилету Примерно 15 человек за смену", - поясняет Саша.

Обстановка в аэропорту Сочи в последние дни августа

Чаще всего специалистам по сопровождению приходится встречать инвалидов-колясочников. Они или их близкие должны обратиться за помощью. Любым удобным способом - к сотруднику авиационной безопасности на входе в аэровокзал, на стойку информации, по телефону вызова перед каждым входом (а их четыре) или по номеру дежурного аэропорта 8-988-233-74-32. Причем такая услуга доступна не только колясочникам, но и всем пассажирам с инвалидностью, а также беременным.

Мои первые клиенты, которым помогла, - Алена и Владимир - рассказали, что из-за закрытия анапского аэропорта приходится тратить на дорогу больше времени. Они приехали в гавань почти за три часа. Вместо одного четырехчасового полета - еще восемь часов на электричке. Кроме Алены у Владимира еще трое сопровождающих - мама, сын Андрей и сестра жены.

В аэропорту Сочи опровергли информацию об отмене объявлений рейсов

На то, чтобы доставить колясочника до самолета, как правило, хватает одного часа. Мы воспользовались услугой фаст трек (приоритетное прохождение предполетного досмотра), чтобы попасть в чистую зону с отдельного входа без очереди. За нами выстроились всего несколько человек. Для маломобильных и одного сопровождавшего она бесплатна, а для всех желающих, в том числе опаздывающих на рейс, такая услуга будет стоить 1,6 тысячи рублей для взрослых и 800 рублей для детей от двух до 12 лет.

Перед этим большую группу поддержки Владимира зарегистрировали на пустой стойке для пассажиров бизнес-класса. Однако у маломобильных нет никаких поблажек, касающихся правил перевозки, в том числе перегрузки багажа. Стоять в очередях и сидеть в ожидании регистрации дружной компании из Сургута не пришлось. Другим пассажирам повезло меньше - вокруг были заняты почти все места, некоторые сидели прямо на полу и лестничных ступенях.

Нам с коляской пришлось проходить с другого входа - служебного, но тоже без очереди. Пропуск сверили с паспортом, а перед дверью с вертушкой нужно приложить пропуск и... палец. Это дополнительная мера безопасности! Все-таки аэропорт - режимный объект, где действуют особый правила. И вот я уже нахожусь там, где можно выдохнуть: дьюти-фри, магазинчики и кафе...

Это, пожалуй, единственное место в аэропорту, где меньше всего спешат и выясняют отношении с сотрудниками. "Когда мы только начали пользоваться такими услугами еще в Сургуте и попросили быстрее пропустить нас с инвалидной коляской, в ответ услышали от работников: "Раз инвалид, сидите дома". В Сочи сервис заметно растет. Служба сопровождения сильно выручает", - поделилась Алена.

Тем временем мой шеф на телефоне установил напоминалку, чтобы своим сигналом дала знать, когда нужно успеть вернуться и посадить маломобильного пассажира с сопровождающими на самолет. Кстати, люди с ограниченными физическими возможностями попадают на борт с помощью телетрапа или амбулифта (подъемно-транспортной машины): выбор зависит от авиакомпании. Только тогда Александр передаст подопечного бортпроводникам из рук в руки .

А чтобы сократить очереди в часы пиковых нагрузок и упростить работу, используют раскрепленную систему регистрацию. Раньше за одной стойкой был закреплен один рейс, а сейчас по три. Программа автоматически рассчитывает на каждого агента по 60 пассажиров. По словам одного из посетителей аэропорта, отдохнувшего с семьей в Абхазии, они приехали заранее, но их рейс в Казань отложили из-за угрозы атаки беспилотников, а сколько придется ждать, неизвестно.

Другая пассажирка Людмила Яковлевна тоже прибыла с запасом времени: " Я доехала из Геленджика за шесть часов и приехала сильно заранее, зря пугали пробками, затор был только при въезде в Краснодар. Жду рейс в Тюмень, лечу не с отдыха, а, наоборот, из дома в гости. Загруженность аэропорта большая, и с местами для ожидания проблема. Вы были в Гонконге? Вот там много пространства и есть где провести время".

В аэропорт удобнее всего добираться на электричке. Выходишь - и по прямой через турникет и по эскалатору

Услышав ее, решил добавить свои "пять копеек" и житель столицы Виктор Яковлев: "По роду своей работы, я менеджер крупной компании, из Москвы в Сочи и наоборот мне приходится летать по десять раз каждый год. И скажу, что сервис здесь улучшается: раньше чуть ли не все вылеты из Сочи были с задержками, а сейчас ситуация исправилась". Управляющий директор Международного аэропорта Сочи Алексей Комаров рассказал: "Перед началом летнего сезона в зоне регистрации пассажиров обновлено цифровое информационное табло площадью 77 квадратных метров, на котором приведена детальная информация о рейсах. Кроме того, к общему количеству (более 2,5 тысячи) посадочных мест в аэровокзальном комплексе добавили 50 новых скамеек".

С июня по август воздушная гавань сочинского курорта обслужит более 5,1 миллиона пассажиров. Это почти столько же, если бы за все лето все жители Краснодара побывали бы в Сочи пять раз! Так, в высокий летний сезон в среднем в сутки обслуживается в два раза больше, чем в межсезонье, - более 60 тысяч пассажиров и 390 рейсов.

Во время небольшой передышки вдруг вспомнился недавний эпизод. В соцсетях и ряде СМИ появились сообщения о том, что в аэропорту якобы отменили аудиооповещения о вылетах самолетов. Но первое, что я услышала, подойдя к зданию, было громкое объявление о посадке на очередной рейс в Москву. В пресс-службе опровергли информацию об отмене объявлений: "Несколько пассажиров пропустили объявление о переносе рейса (в данном случае - о выходе на посадку). Мы приложили подтверждающую аудиозапись с камер видеонаблюдения". Как выяснилось, речь идет о недавнем рейсе Сочи - Москва, когда за час до вылета просто сменился выход на посадку, и в результате десять пассажиров, пропустившие это сообщение, не попали на рейс. Но когда в аэропорту напряжение зашкаливает, воздух как будто электризуется, и моментально вот такие истории обрастают всяческими слухами.

...И с Владимиром и его родственниками, и с Александром журналист "РГ" прощались как с давними знакомыми. Надеюсь, будущим пассажирам вся эта информация и мои впечатления окажутся полезными. Например, то, что услуга сопровождения доступна не только для колясочников, но и для всех групп инвалидов, и для беременных.

До встречи в Сочи!

Краснодарский край Авиатранспорт