Приходится констатировать, что большинство стран по всему миру не вносят существенного вклада в обеспечение углеродной нейтральности. В прошлом году в Дубае на 28-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP28) был проведен глобальный анализ за последние пять лет - с 2018 по 2023 год. Эксперты дискуссионной площадки оценивали усилия государств - членов организации. Вывод был предельно ясен - большинство не выполняет взятые на себя обязательства. Таким образом, мы не в состоянии достичь общих целей по сокращению выбросов углекислого газа.
Что касается РФ, то она занимает четвертое место по абсолютному объему выбросов после Китая, США и Индии. В этом контексте крайне важно, что Россия уже взяла на себя обязательство достичь углеродной нейтральности к 2060 году, а также пообещала сократить выбросы к 2030 году на 25-30 процентов. Но на самом деле она уже почти это сделала. По сравнению с уровнем 1990 года Россия уже уменьшила выбросы на 24%. Сейчас они намного ниже, чем в советские времена. Таким образом, до 25 процентов не хватает одного процента.
Главный вопрос - чем все страны могут способствовать переходу с ископаемого топлива на экологически чистые источники энергии? Как сделать это быстро, экономично и продуктивно, без непозволительных затрат и обременений, создающих слишком большую нагрузку на экономику? Ответить на них самостоятельно, как показывает практика, не может ни одна страна мира. А значит, решать эти проблемы нам в любом случае придется сообща.
Сейчас это очень большая проблема, если учесть, что большинство стран, обеспечивая свои потребности в энергоресурсах, в первую очередь ищут самую низкую цену - поэтому они не могут отказаться от ископаемого топлива как от самого дешевого варианта.
Значительная доля общего загрязнения воздуха происходит из-за крупных городов. В этом нет ничего удивительного, учитывая, что их население составляет около 60% жителей нашей планеты. Соответственно, городские выбросы вредных веществ в атмосферу составляют около 70%, а в мегаполисах эта цифра еще выше. Если мы сможем создать успешную модель углеродосберегающего, экологически устойчивого города, то это внесет большой вклад в достижение глобальной углеродной нейтральности. Важно понимать, что создать необходимые технологии и инструменты управления в рамках одной страны невозможно - поэтому крайне важно организовать качественный межгосударственный трансферт экотехнологий и управленческих практик между развивающимися странами.
Некоторые мегаполисы качественно прорабатывают планы устойчивого расширения перед запуском таких проектов, но другие - становятся источником проблем. Москва, как лучший российский пример внедрения передовых экологичных практик, представляет собой очень хорошую модель для подражания из-за качества воздуха и воды, а также уровня безопасности, санитарии и транспортной инфраструктуры. Кроме того, более 50% территории города занимают зеленые насаждения. С точки зрения качества жизни и предоставляемых услуг столица России является одним из самых успешных мегаполисов по сравнению с Бангкоком, Нью-Дели, Куала-Лумпуром, Сан-Паулу или другими крупными агломерациями. Поэтому Россия может поделиться с другими крупными городами развивающихся стран многими технологиями и практиками, особенно со странами - участниками БРИКС. С другой стороны, РФ было бы полезно импортировать другие успешные практики по обращению с бытовыми отходами и ограничению использования неперерабатываемого пластика.
Чтобы такие обмены опытом совершались на постоянной основе и вне влияния изменчивой глобальной политики, важно проводить экспертные форумы в странах - участницах международных объединений, фокусирующихся на достижении целей устойчивого развития. Существует множество перспективных глобальных и региональных площадок для сотрудничества и обмена знаниями - например, на базе ООН, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии или Шанхайской организации сотрудничества. Также существует Глобальная платформа для обмена знаниями в области "зеленого роста". В Москве ежегодно проводится форум БРИКС "Облачный город".
Стоит отметить, что углеродная нейтральность не может быть достигнута только правительством и бизнесом. Эта концепция должна быть поддержана потребителями. Есть граждане, которые добровольно готовы платить больше, покупая переработанную продукцию, чтобы внести свой вклад в защиту экологии. И наша задача - расширить возможности такого добровольного рынка, сделав экологичное потребление в развивающихся странах массовым явлением вне зависимости от уровня доходов населения.
Вместе с тем необходимо изменить саму методику подсчета выбросов CO2, сделав ее более справедливой. Сейчас мы учитываем только производственные загрязнения, упуская из виду потребление самих товаров в регионах их использования. Из-за этого европейские страны считают, что за последние три десятилетия они значительно сократили выбросы CO2. Однако они импортируют большую часть товаров из Китая и других развивающихся стран.
Впрочем, решая общие проблемы устойчивого развития и рассматривая различные примеры и практики, не стоит указывать пальцем на конкретные страны, обесценивая их даже сравнительно небольшие достижения. Вместо этого нам следует сосредоточиться на эффективной трансформации энергетики и достижении консенсуса.