03.09.2024 11:59
Культура

Денис Мацуев открыл сезон в Московской филармонии

Текст:  Надежда Травина
Российская газета - Столичный выпуск: №197 (9439)
Мацуев и Госоркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского дали торжественный старт предстоящим концертным событиям, выступив на главной филармонической сцене. Вечер был посвящен музыке Чайковского, чье 185-летие со дня рождения в этом сезоне отмечается в нашей стране.
Денис Мацуев исполнил Первый концерт Чайковского в Московской филармонии. / Пресс-служба Московской филармонии
Читать на сайте RG.RU

И для Сладковского, и для Мацуева Петр Ильич - знаковый композитор: несколько лет назад Госоркестр Республики Татарстан записал все его симфонии и концерты на диски, ознаменовав этим десятилетие работы коллектива под руководством маэстро.

Уникальная партитура оперы Чайковского "Евгений Онегин" восстановлена в Москве

Мацуев регулярно исполняет фортепианные пьесы и концерты Чайковского во всех залах мира. Первый концерт он сыграл более трехсот раз, а в 2021 году запись этого произведения, сделанная совместно с Валерием Гергиевым, использовалась в качестве гимна нашей страны на Олимпиаде в Токио. Именно Первый концерт Мацуев грандиозно преподнес публике в Московской филармонии в "компании" с татарстанским оркестром, словно подняв занавес нового концертного сезона.

По словам Александра Сладковского, за 25 лет творческого взаимодействия у них с Денисом Мацуевым сложился крепкий тандем, и они научились понимать друг друга без слов. Это стало ясно уже с первых тактов Первого фортепианного концерта, идеально отражающего праздничную атмосферу зала. Мацуев и ГАСО РТ вели уверенный диалог, подстраиваясь друг под друга и подхватывая кульминации: броская манера игры Мацуева словно эхом отражалась в густом оркестровом звучании.

Солист и оркестр представили знаменитое сочинение в образцово-показательном ключе, за что и были награждены благодарными меломанами. А на бис Мацуев решил напомнить, что, несмотря на жаркую погоду, на календаре уже осень, выбрав для своего краткого соло печальный "Октябрь" из "Времен года" Чайковского.

"Я научился говорить позже, чем услышал и полюбил музыку Чайковского", - признался Александр Сладковский в одном из интервью. Во втором отделении Госоркестр Республики Татарстан под управлением маэстро продемонстрировали свое мастерство в интерпретации симфонического наследия Чайковского на примере его Пятой симфонии.

Корреспондент "РГ" побывал на новом речном рейсе "Казань – Сарапул"

Созданный в период творческого кризиса, этот цикл, повествующий об идее борьбы человека со злым роком сквозь призму личности композитора, прозвучал с гигантским исполинским размахом, невероятным накалом и драматизмом. Оркестр умело подчеркивал проведения повторяемой темы-марша в разных частях - ту самую судьбу, которая стучится в дверь.

Жизнеутверждающий финал, сыгранный как гимн и апофеоз добру, ознаменовал если не победу над судьбой, то радость от встречи артистов и публики после долгого перерыва. Впереди любителей классической музыки ожидают не менее яркие концерты в Московской филармонии: вечер-приношение Евгению Светланову, фестиваль Российского национального оркестра, гастроли нижегородского оркестра La voce strumentale, цикл для детей "Язык музыки" и многое другое.

А уже 25 сентября Госоркестр Республики Татарстан и виолончелист Александр Князев представят программу-посвящение Дмитрию Шостаковичу в день его рождения.

Классика Москва