04.09.2024 03:55
В мире

Акжолтой Бекболотов: кыргызские кинематографисты добиваются хороших результатов

Кино в КР возрождается и готово громко заявить о себе миру
Текст:  Мария Озмитель (Бишкек)
Российская газета - Неделя - Киргизия: №198 (9440)
В Кыргызстане впервые за годы независимости планируют построить крупный павильон для киносъемок. За последние два года увеличился объем финансирования кинопроизводства со стороны государства, обсуждаются меры по продвижению кыргызского кино на международной арене. Как идут эти процессы и есть ли шансы возродить "кыргызское чудо", "РГ" рассказал директор Департамента кинематографии при министерстве культуры, информации, спорта и молодежной политики КР Акжолтой Бекболотов.
Акжолтой Бекболотов: Кыргызстан догнал соседние страны по качеству и востребованности национальных фильмов. / Спутник
Читать на сайте RG.RU

- Акжолтой Бекболотович, сегодня много говорится о возможности возрождения так называемого "кыргызского чуда" - кинематографического феномена 60-70-80-х годов прошлого столетия, созданного такими талантливыми режиссерами, как Толомуш Океев, Болот Шамшиев, Геннадий Базаров, Динара Асанова и другие. Есть ли основания полагать, что это может произойти?

В Кыргызстан приехала творческая молодежь из стран постсоветского пространства

Акжолтой Бекболотов: Да, в свое время наше кино было явлено миру и получило вот такое название - "кыргызское чудо". Можно сказать, что этот статус стал брендом, который до сих пор работает на отечественных кинематографистов. Правда, ситуации, способствовавшие развитию кино тогда и сейчас, разные. Во времена Советского Союза была мощная государственная поддержка как минимум потому, что киноиндустрия считалась чуть ли не самым важным идеологическим инструментом. Да и в принципе коммуникации с обществом строили через искусство. И, конечно, люди с нетерпением ждали новинок. Огромную роль сыграл великий писатель Чынгыз Айтматов - многие картины из золотого кинофонда сняты как раз по его произведениям. А так как его творчество популярно не только в республике, но и далеко за ее пределами, фильмы по мотивам повестей и романов Чынгыза Торекуловича тоже пользовались бешеной популярностью.

Сегодня же коммуникации стали более разнообразными и скорость передачи информации возросла. Помимо этого, современные технологии вышли на такой уровень, что порой состязаться с ними сложно. Но могу с гордостью сказать, что, несмотря на высокую конкуренцию, наши кинематографисты и их работы добиваются очень хороших результатов и в прокате, в том числе зарубежном, и на международных конкурсных площадках. Один из ярких примеров - грандиозный успех картины "Рай под ногами матери" Руслана Акуна. Фильм показал, что кыргызское кино возрождается и готово громко и масштабно заявить о себе миру.

- И все же чего не хватает для по-настоящему сильного рывка?

Акжолтой Бекболотов: В первую очередь нам нужно решить кадровый вопрос. Появилось очень много новых профессий именно в киноиндустрии. Связаны они, в том числе, с современными технологиями, с продвижением картин в прокате и так далее. Ребята такие в Кыргызстане сейчас есть, они великолепные специалисты, но, как правило, либо задействованы в частном секторе, либо трудятся за рубежом. Однако, несмотря на некоторые проблемы, которые, я уверен, решатся, Кыргызстан, можно сказать, догнал соседние страны по качеству и востребованности национальных фильмов. Это стало возможным в том числе благодаря увеличению в последние годы финансирования кыргызской киноиндустрии.

Один из творцов "кыргызского чуда", режиссер Болот Шамшиев (с камерой в руках) на съемках фильма "Волчья яма". / Спутник

- С чего вдруг возникла идея строительства кинопавильона? Сколько лет жили без него...

Акжолтой Бекболотов: Это диктуют современные реалии. Если раньше многие картины снимались на территории частного сектора, например в домах, квартирах, то сейчас все меньше тех, кто готов предоставить свои квадратные метры на несколько месяцев для съемок. Это ведь не просто "утром пришли, вечером ушли". Порой съемки идут с очень небольшим перерывом. При этом режиссер-постановщик, оператор обязательно вносят свои коррективы в интерьер, все заставлено техникой, нужно где-то размещать съемочную группу. В общем, не каждый на такое согласится. Строительство же павильона, во-первых, позволит воплотить творческие задумки авторов, сократить расходы на аренду помещений и логистику и направить сэкономленные средства, например, на выплату повышенных гонораров.

Также кинопавильоном смогут пользоваться и наши зарубежные коллеги. Они в восторге от природы и возможных мест для работы в Кыргызстане. Но проводить здесь съемки без кинопавильона достаточно проблематично. Одними локациями, как говорится, сыт не будешь. Объект поможет нам предоставлять желающим техническое обеспечение и соответствующую международным стандартам инфраструктуру. Кстати, будет и иной положительный эффект. Приезжие съемочные группы привлекают к работе местных ребят. Это помогает кыргызстанцам установить личные контакты и затем сотрудничать на международном уровне.

Зачем будущим театральным критикам в Кыргызстане нужен русский язык

- Когда говорят о развитии современного кинопроизводства в стране, на государственном уровне отдельно упоминают такое его направление, как мультипликация на кыргызском языке. А задача создавать контент на русском языке в Кыргызстане не ставится?

Акжолотой Бекболотов: Действительно, вопрос об увеличении числа качественных продуктов, в том числе мультипликационных, на кыргызском языке стоит остро. Если говорить о мультипликации, она только встает на путь развития, поэтому мы должны исходить из того, что будут смотреть наши зрители, что мы должны дать им. Так как Кыргызстан - суверенное государство, мы должны показывать национальные ценности, культуру, подпитывать будущее поколение национальной идентичностью. Да, безусловно, мы не должны забывать и о необходимости обеспечения контентом на русском языке. Но в данный момент русскоязычных аудиовизуальных продуктов во всех сферах коммуникаций хватает. И нам на самом деле легче производить что-то на кыргызском, а потом переводить на русский язык. А еще удобнее приобрести у российских коллег необходимые кинопродукты на русском языке. Здесь я никаких проблем не вижу.

- Как развивается ваше сотрудничество с российскими коллегами? Каковы ближайшие планы?

Акжолтой Бекболотов: Мы работаем очень тесно, особенно в последние два-три года. Пока не могу сказать о конкретных проектах, потому что прямо сейчас идет процесс согласования на уровне министерств культур. Отмечу только, что есть несколько интересных инициатив. У нас много общих тем, ценностей, у нас общая история, которую можно перенести на экран. Более того, имея все эти точки соприкосновения на уровне государств, и частные республиканские кинокомпании могут создавать продукцию совместно с россиянами, что я только приветствую.

Ключевой вопрос

Анонсировано проведение второй кинолаборатории Qarash Lab. Почему именно этот проект поддерживает минкульт КР?

Акжолтой Бекболотов:С первого раза эта платформа заявила о себе как о полноценной лаборатории международного уровня. Мы поддержали ее в прошлом году, поддерживаем в этом и уже строим планы на следующий. Отличительная особенность лаборатории в том, что организаторы не повторяют сценарии других локальных и международных мероприятий, они создают оригинальные продукты. И, конечно, важно, что в 2024-м проведение Qarash Lab приурочено к юбилею легендарного Суйменкула Чокморова.

Кыргызстан