04.09.2024 07:11
В мире

Цифровая трансформация делает жизнь кыргызстанцев проще

Цель цифровой трансформации в Кыргызстане - уменьшить бюрократию
Текст:  Мария Озмитель (Бишкек)
Российская газета - Экономика Кыргызстана: №197 (9439)
Министр цифрового развития КР Нурия Кутнаева рассказала "РГ", как цифровая трансформация в стране делает жизнь кыргызстанцев проще, уменьшая бюрократию и затраты на получение государственных услуг.
Нурия Кутнаева: для уменьшения живых очередей в ЦОНах мы внедрили проект электронной очереди через мобильное приложение "Тундук". / Соцсети
Читать на сайте RG.RU

Как я уже неоднократно отмечала, основная цель цифровой трансформации, которую проводит министерство цифрового развития КР и все наши структурные подразделения, - сделать жизнь наших граждан и бизнеса проще, уменьшив бюрократию и затраты на получение государственных услуг. Все продукты и проекты, которые мы разрабатываем и внедряем в работу, должны быть доступны и интуитивно понятны. И сейчас, подводя итоги за первое полугодие 2024-го, могу ответственно заявить, что запущенные процессы набирают обороты, находят все больше доверия среди граждан и представителей бизнеса. Не все безоблачно, есть определенные проблемы, но мы в процессе их решения.

В Кыргызстане предложили начать слияние национальных операторов важных отраслей

В первую очередь хочу рассказать о таком новом и необходимом проекте, как документирование новорожденных. До недавних пор ежегодно до 10 процентов младенцев в Кыргызстане не получали свидетельства о рождении в первый год жизни. В рамках программы "Правительственные акселераторы" была проведена интеграция информационных систем нескольких госорганов. Теперь информация из роддома, находящегося в ведении минздрава, сразу попадает в департамент регистрации населения при минцифры. Если родители не обращаются за документом в течение 60 дней после рождения ребенка, социальные работники посещают семью и напоминают о необходимости получить свидетельство. Программа, в первую очередь, обеспечивает защиту интересов и прав детей, в том числе на медицинскую, социальную помощь, образование.

В рамках концепции цифровой трансформации мы упрощаем процедуру доступа граждан к государственным услугам. Сегодня в Кыргызстане действует 37 центров обслуживания населения (ЦОН) нового формата, за отчетный период открыто два новых - в городе Балыкчи и селе Масы Ноокенского района. В планах открытие в текущем году ЦОНов в Караколе, Кара-Балте и Таласе.

Вместе с тем для уменьшения живых очередей в ЦОНах мы внедрили проект электронной очереди через мобильное приложение "Тундук". С введением этой услуги пользователи могут записаться на прием в центр обслуживания населения из дома или с работы в любое удобное время. С июля такая возможность появилась и у иностранных граждан, желающих получить какие-либо госуслуги в центрах.

Набирает популярность и система электронного документооборота "Инфодокс", в которой работают не только все государственные и муниципальные органы, но и коммерческие компании. Сегодня к ней подключено более трех тысяч организаций, количество пользователей составляет 153 тысячи человек, а общее число сформированных электронных писем-документов достигло 18 миллионов единиц - около трех миллионов за первое полугодие 2024-го.

Глава минздрава Кыргызстана рассказал, как развивается медицина в стране

Если говорить о новых продуктах, то могу рассказать о регистрации иностранных студентов в режиме онлайн. Если раньше представители вузов для проведения этой процедуры должны были вместе с ними и кучей бумажных документов идти в центры, то теперь при наличии всех данных и разрешений это можно сделать в онлайн-режиме. Это уже нашло положительный отклик среди сотрудников университетов. Зайдя по личному вопросу в один из наших вузов, я стала свидетелем разговора в кадровом отделе, работники которого меня не узнали, и они позитивно отзывались о введенном функционале. Говорили, что это экономит им много сил и времени. Данная возможность, кстати, конечно же, "разгружает" и работников минцифры.

Следующая тема касается удаленной выдачи облачной электронной подписи (ОЭП). Начиная с сентября 2023-го, общее количество выданных ОЭП составило около 2 миллионов единиц. Только за отчетные шесть месяцев было выдано 727 тысяч подписей при обращении граждан в ЦОНы и более миллиона - удаленно.

Перечисленные проекты, конечно же, не все наши достижения, о каких-то будет уместнее рассказать в конце года. Но могу уже сейчас объявить об инициативах, находящихся в стадии запуска.

Предположительно с ноября будет переведена в цифровой формат временная регистрация - через приложение "Тундук". Таким же образом можно будет подать заявку на оформление паспорта для тех, кто уже зарегистрирован в системе и получал документы. Для тех, кто делает это впервые, мы обязаны провести личную верификацию.

Продолжается процесс максимального перевода государственных услуг в цифровой формат. При этом мы стараемся разгрузить и оптимизировать наши системы, запустив проект по аутсорсингу банками некоторых сервисов центров обслуживания населения с учетом всех требований к информационной безопасности.

Процесс цифровизации находится на контроле у президента Садыра Жапарова и главы кабмина Акылбека Жапарова. При этом минцифры оказывается необходимая административная и иная поддержка для реализации поставленных задач. Недавно Акылбек Жапаров посетил Государственный центр обработки данных при министерстве. Там сейчас завершаются строительно-монтажные работы в серверном помещении и идут поставки инфраструктурного инженерного оборудования. Этот центр, напомню, позволит создать полноценную экосистему для запуска цифровой трансформации в стране, обеспечит соответствие требованиям надежности и информационной безопасности благодаря единой политике. Объект позволит значительно сократить бюджетное финансирование создания, модернизации, эксплуатации и поддержки информационных систем и ускорит внедрение новых IT-решений.

Бизнес в Кыргызстане страдает от излишней осторожности банков

Кстати, мы столкнулись с ситуацией, когда гражданам для того, чтобы получить ответ на какой-то один вопрос, приходится идти в ЦОН. В связи с этим мы открыли телеграм-канал, который называется "ЦОН - Паспорт - Кыргызстан", где граждане в онлайн-режиме могут получить интересующую информацию от "живых" сотрудников центров обслуживания населения, руководителей подразделений минцифры. Я тоже там присутствую, слежу за работой канала, отмечаю для себя настроения и наиболее часто задаваемые вопросы. Так сказать, получаю в прямом эфире обратную связь. Это очень полезно для оптимизации и улучшения нашей работы. Также в нашем телеграм-канале работает "Санарип" - бот, который по предложенным шаблонам предоставляет пользователям необходимые данные. на кыргызском и русском языках.

Кыргызстан