03.07.2024 05:12
Поделиться

Бизнес в Кыргызстане страдает от излишней осторожности банков

Глава Товарно-сырьевой биржи Евразийского союза Михаил Петров рассказал о главной проблеме в работе бизнеса с коммерческими банками страны.
Михаил Петров: люди получили товар, он принят, прошел все таможенные очистки, а оплатить его возможности нет.
Михаил Петров: люди получили товар, он принят, прошел все таможенные очистки, а оплатить его возможности нет. / Соцсети

В сфере финансовых услуг Кыргызстана фиксируется тревожная тенденция в отношении комплаенс-контроля - так называемой антитеррористической системы внутреннего банковского надзора, когда проверяется информация о клиентах и их транзакциях для предотвращения использования банковских услуг в незаконных целях.

Мы тесно сотрудничаем с брокерами и наблюдаем следующую ситуацию: раньше их платежи "браковали" один-два банка по разным причинам, теперь это часто делают практически все финансово-кредитные учреждения. Доходит до абсурда - люди получили товар, он принят, прошел все таможенные очистки, а оплатить его возможности нет. Потому что платежи не пропускает система комплаенс-контроля.

Что происходит в результате? Поставщик объявляет получателя мошенником ну или, как минимум, несостоятельным партнером, не выполняющим свои обязательства. Нередко в таких ситуациях начинается уголовное расследование. А все потому, что банк, где находятся деньги компании, отказывается осуществлять переводы по многократным платежным поручениям.

Корень зла лежит в маленьком протоколе, который изначально был введен как антитеррористический. Дальше его "раздули", ввели огромное количество позиций и, образно говоря, вместе с водой выплеснули и ребенка. Фактически сегодня республиканская банковская система парализована. И альтернативы нет. А государство, к сожалению, не принимает никаких мер.

К слову, блокировка РКЦ (расчетно-клирингового центра) Московской биржи - продолжение этой истории, только в больших масштабах. Там запущен тот же самый протокол экономического удушения системы. Который, в свою очередь, контролируется западными финансовыми центрами влияния, заблокировавшими операции с долларом и евро. А с учетом того что эти же структуры управляют и системой SWIFT, в скором времени, предполагаю, не будут проходить и операции с юанями - подавляющее большинство банков в Китае использует SWIFT для работы.

Если говорить про систему взаиморасчетов в рамках ЕАЭС, то ее пока не существует. Реально действующего инструмента как не было, так и нет. Чтобы система заработала, все сотни банков, которые есть в странах союза, должны зайти в нее. Как это происходит? Например, SWIFT продает одну акцию финансово-кредитному учреждению, в результате чего тот становится участником, получая все необходимые инструменты и коды доступа. По такому же принципу можно организовать и расчеты в Евразийском союзе, но с учетом особенностей нашего рынка. Главное, чтобы все было доступно и комфортно для всех.

И вот тогда мы сможем говорить о реальном стремительном развитии евразийской экономики. Пока мы вынуждены быть пассивным объектом мировых финансовых организаций.

Серьезную роль в этом процессе могут сыграть национальные банки стран-участниц ЕАЭС. Если говорить конкретно о главном финансовом регуляторе Кыргызстана, то, пожалуй, стоит начать с изменения его функциональной политики. Нацбанку КР необходимо отойти от миссии сохранения только валютной стабильности и усилить такие направления, как поддержка промышленности, продвижение экспорта.

Ведь в основе работы любого государства лежит экономика, а уже в ней главным элементом является Национальный банк. Именно он задает тренды, правила игры, основные характеристики, определяет, как будет развиваться система.

Мы проанализировали действия центральных банков (ЦБ) стран, которые в данный момент не только сохранили, но и увеличили промышленное производство. В каждом из этих государств в функционале ЦБ прописан такой приоритет, как развитие экономики. То есть ее финансированием занимаются именно центробанки, а не коммерческие звенья банковской системы. И в этом, безусловно, есть резон. Ну не может промышленность развиваться при кредитных ставках 25-30 процентов. Это прямой путь к банкротству.

Стабильность валютного рынка - это важная задача Нацбанка КР. Но функционал нужно развивать, напрямую финансируя промышленность, поддерживая и импорт, и экспорт. Собственно говоря, благодаря им республика и выжила в 90-е. Экономика Кыргызстана получила значительный импульс, когда начала развиваться швейная промышленность. И это, я считаю, будет иметь больший эффект, нежели вложение средств в стабильность национальной валюты.

Еще один очень важный момент. Мы должны понимать, что самая серьезная геополитическая и, как следствие, финансово-экономическая турбулентность еще впереди. Она только надвигается. И никто не знает, чем все закончится. Мы же как экономический сателлит не можем существовать вне происходящих процессов. Именно поэтому нам нужно всерьез задуматься о вхождении в финансовую систему БРИКС.

Это новая система, формирующая мировую структуру. И те, кто входит в такие организации на начальном этапе, получают большие преференции. Мы не должны пропустить этот момент. Именно за БРИКС останется последнее слово в разговоре о глобальных правилах работы финансовых систем.

Справка "РГ"

Согласно инструкции Нацбанка КР, в число критериев, по которым банк может считать денежные переводы подозрительными, входят, в том числе, открытие клиентом одновременно или в течение короткого периода времени нескольких счетов либо большого числа счетов в одном или нескольких филиалах банка; запутанный или необычный характер операции (сделки), не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; невозможность связаться с клиентом по указанным им адресам и телефонам; несоответствие операции (сделки) характеру деятельности клиента; открытие третьим лицом счетов на имя нескольких клиентов с правом распоряжения этими счетами либо открытие счетов несколькими клиентами с правом распоряжения счетами по доверенности одним и тем же третьим лицом.