Кыргызстан превращается в точку пересечения международных турмаршрутов

Международная туристическая выставка-ярмарка Issyk-Kul ITF 2024 пройдет 7-8 июня в городе Чолпон-Ата. Единственное в СНГ мероприятие такого рода, которое проводится на открытом воздухе, официально откроет в Кыргызстане курортный сезон. Что за задачи поставили перед собой его организаторы и каких результатов стоит ждать от ярмарки? На этот и другие вопросы "РГ" ответил сопредседатель Ассоциации курортов КР Азамат Жаманкулов.
Азамат Жаманкулов: До международных туристических наград нам еще далеко, но к тому, чтобы их завоевать, мы всеми силами стремимся.
Азамат Жаманкулов: До международных туристических наград нам еще далеко, но к тому, чтобы их завоевать, мы всеми силами стремимся. / Мария Озмитель

- Азамат Капарович, выставка-ярмарка, если не ошибаюсь, проходит в Кыргызстане не в первый раз?

Азамат Жаманкулов: Действительно мы, чтобы быть точнее, проводим ее уже восьмой год. Первая состоялась еще в 2016-м. Страна нуждалась в площадке, на которой можно было бы собрать представителей отрасли и продемонстрировать туристический потенциал Кыргызстана. Каждый год мы проводим мероприятие в мае, но в этот раз подкачала погода.

В первый день пройдет международный туристический форум. Его участники - представители туркомпаний из нашей страны, Казахстана, России, Узбекистана и других государств СНГ - обсудят проблемы, поделятся своим опытом, проведут презентации продуктов и переговоры по совместным проектам. Общение, обмен опытом происходили между нами и раньше, но только в 2024 году мы облачили все это в уже более конкретную форму.

Заявлено несколько основных тем. В первую очередь - государственно-частное партнерство в сфере туризма. Выступать в этом секторе и рассказывать о своих моделях будут представители госкомпании "КазахТуризм", госкомитета Узбекистана по развитию туризма, сотрудники профильных органов из России. Гости будут делиться своим опытом, а мы расскажем о своих достижениях.

Не менее важная тема - страновое брендирование и туристический маркетинг. Мы поговорим о том, как и через какие инструменты продвигать страну. Еще одна площадка будет посвящена гостинично-ресторанному бизнесу и входящим в них поставкам и услугам. Здесь актуальные вопросы - автоматизация отелей, качество предоставляемого сервиса, возможные пути развития. Ну и, наконец, еще один важный сегмент - туристические продукты нашей страны: зимний, экологический, приключенческий, культурный, туризм Великого Шелкового пути. Тут уже непосредственно операторы расскажут, как они продвигают свои продукты, с какими сложностями сталкиваются, чего хотят достичь. Ну и, конечно, внутри этих направлений будут микроплощадки, на которых мы обсудим такие направления, как, например, авиация и франчайзинг, познакомим других участников с операторами из регионов Кыргызстана.

Кстати, на ярмарке расскажут и о набирающем популярность направлении экстремального туризма. Это новый для нас банджи-джампинг (прыжки с моста) и рафтинг. Операторы всех доступных экстремальных видов отдыха будут делать свои презентации, обсуждать сотрудничество с коллегами. Подробно обсуждаться будет и глэмпинг - новое направление кемпинга, но с уровнем предоставления услуг и качеством комфорта на 4-5 звезд.

- Насколько полезно такое мероприятие?

Азамат Жаманкулов: Затрагиваемые нами темы - самые что ни на есть актуальные, а в этом как раз и главная суть: многие обсуждаемые инструменты потом применяются уже в реальном секторе. Кроме того, на полях ярмарки заключаются соглашения, устанавливаются контакты. Само за себя говорит и количество участников. Если начинали мы в 2016 году с 60 компаний-участников, то в этом году ожидается уже порядка 135-ти. Около 60 из них - иностранные, не считая дипломатических представительств, которые участвуют в выставке-ярмарке со стендами, рассказывающими об их странах и предлагаемых продуктах. Будут китайцы, венгры, турки и прочие.

Судя по опыту прошлых лет, уже в качестве гостей выставку посетят как минимум четыре тысячи человек - кыргызстанцев и иностранцев.

- Не опасно ли нам проводить такие ярмарки с зарубежными операторами? Не столкнемся ли мы с серьезной конкуренцией?

Азамат Жаманкулов: Конкуренция будет всегда. Если человек хочет поехать в тур не по Кыргызстану, а в другие страны, вряд ли мы сможем этому помешать.

Такие мероприятия - колоссальная возможность для представителей нашей страны начать или развивать далее сотрудничество с иностранными коллегами. В последнее время, к примеру, Узбекистан очень тесно работает с Китаем и в целом Юго-Восточной Азией. Но после туров по республике у путешественников из государств этого региона есть запрос на дальнейшие маршруты. Вот здесь мы и представляем большой интерес как для наших узбекских коллег, так и для туристов. Дело в том, что у нас разный формат турпродуктов - у соседей это в основном культурно-исторический, у нас - природный. То есть узбекские операторы будут предлагать в одном пакете и свои, и наши продукты и услуги. На ярмарке ожидается подписание порядка 50 контрактов такого формата. От этого все будут только в выигрыше.

Еще одно новое направление - непосредственно китайское. Участие в мероприятии примут порядка шести туристических операторов из Поднебесной. Кстати, и на полях форума у нас состоится отдельная сессия, на которой будут обсуждаться нюансы работы с китайским рынком. Там же состоится подписано соглашение о начале совместной работы по продаже туров для жителей КНР по Узбекистану, Кыргызстану и Казахстану. Ну и, конечно же, китайцы представят свои продукты для наших туристов.

- А что нового намечается в формате российско-кыргызского сотрудничества?

Азамат Жаманкулов: К нам едут крупные майсовики из России (MICE-туризм - деловой туризм, связанный с организацией и проведением корпоративных мероприятий. - Прим. ред.). Будем обсуждать сильные и слабые стороны Кыргызстана и других стран региона в ракурсе проведения деловых мероприятий для компаний из РФ. Это очень серьезное и важное для нас направление.

Ключевой вопрос

- Как улучшить качество сервиса в Кыргызстане?

Азамат Жаманкулов: К сожалению, качество сервиса для Кыргызстана пока остается проблемой. Одна из главных ее причин - слабая финансовая мотивация.

Надо сказать, работа в секторе услуг не рассматривается как постоянная и серьезная, особенно молодыми ребятами. Опять же, подготовка кадров гостинично-ресторанного бизнеса в профильных вузах и техникумах находится на недостаточном уровне. Все это мы будем обсуждать в отдельной секции под названием "Сервис, который продает". Ну а так как мы на каждую нашу ярмарку приглашаем представителей правительства и они в курсе обсуждаемых нами вопросов, надеемся, что общими усилиями сможем решить и эту проблему.

P.S.

Международная туристическая выставка-ярмарка Issyk-Kul ITF 2024 организована Ассоциацией курортов Кыргызстана, Департаментом туризма при минэкономики и коммерции КР и Фондом поддержки развития туризма в КР. Мероприятие проходит при информационной поддержке Центрально-Азиатского представительства "Российской газеты".