А что на душе? Облегчение? Радость? Гордость? Все вместе. И тяжелый ком в горле.
Почему-то именно сейчас живо и четко вспоминается тот самый грохочущий жаркий август. Первые дни вторжения врага. Пылающий Курск, вереницы переселенцев, потерявших даже не жизнь - больше.
Мои белгородские друзья удивляются: "Ты не помнишь весь ужас обстрелов Белгорода? Не помнишь 30 декабря? Не помнишь март? По 12 обстрелов в день! Прилет рядом с твоим домом! Каким черным дымом заволокло все вокруг! Не помнишь удар по родному Ракитному? Пять человек погибло…"
Помню. Только перед глазами сегодня все равно очередь за гуманитарной помощью в Курске перед благотворительным фондом - "Домиком добрых дел". Женщины в открытых пыльных футболках, в бриджах и сланцах, их слезы, сумбурные рассказы на диалекте суржике и невыносимая скорбь. "Мы бежали с огорода, а они били по нам". "По моей хате прямо танком вдарыли". "Мы пробирались окольными путями на велосипедах, молились, чтоб они нам не встретились". "Я отвязала свою корову и выпустыла. Хай бежить, можэ, выживэ"…
Свои огороды никто из многострадальных жителей приграничья не убрал. И я не убирала свой: слушала беловцев, суджан, кореневцев, рылян, глушковцев… Новости, репортажи, рабочая напряженная круговерть - и назойливо роились мысли о том, что дома я одеваюсь в похожие бриджи и футболки. И точно так же, как курянам, мне жалко их несобранные помидоры, перец и прочие огородные богатства - это же не просто продукты. Это каждодневная забота, кропотливый труд и… любовь. Про корову и говорить нечего. У кого в семье была, тот поймет - это родное существо. Гладишь после жаркого дня ее теплую мягкую шею и главное - устоять на ногах в тот момент, когда этот ласковый гигант "уронит" доверительно тяжелую рогатую голову тебе на плечо… Отвязать и "хай бежит" под грохот канонады? С колотящимся сердцем под дронами?... Невыносима сама мысль. А курянам пришлось это сделать.
Тогда, в развернутых наскоро пунктах временного размещения, в курских супермаркетах и на улицах я слышала суржик, на котором выросла, и все внутри замирало. "Як жить, Боже?" - спрашивали люди в храме. "И правда, Боже, як жить?" - вторил им мой внутренний голос.
Только теперь понимаю, что Курская битва нашего времени дала ответы на этот вопрос. Враг бьет по мирным, беззащитным, глумится над слабыми, держит в заложниках немощных… Трусит, дохнет, терпит поражение на поле боя под Курском - ползет на краснояружское приграничье под Белгород. Бьется, горит, гибнет и там, но запускает начиненные смертью беспилотники в наши дома, поджигает наши храмы с резными шедеврами-иконами, взрывает школы, убивает людей, никогда не державших оружия в руках. Почему? Враг настолько подл? Да, он это доказал, и не раз. Но нам важно осознать не только это. Для противника каждый из нас, независимо от того, в военной ли форме или в сланцах и домашней футболке, ненавистен. А значит, всем нам надо жить как воины. "Быть как стебель и быть как сталь". Надо защищаться - как умеем. Не оружием, так словом, заботой о ближнем, созидательным трудом на земле, на которой живем. И даже если отступать, терять, но держаться вместе. Понимать друг друга, поддерживать, воскресать на пепелище собственной жизни и строить все заново. Быть сильнее, чем мы есть.
Невозможно? Прямо сейчас, все еще невероятно тоскуя по своему дому в Суджанском районе, мои хорошие знакомые выбирают обои в новую квартиру. Жилищный сертификат использовали, наконец. Конечно, утраченного не вернешь, но построить новое - необходимо. "Мы еще дачку присмотрели под Курском, - доверительно делится планами эта дружная семья, когда мы случайно встречаемся рядом с курским рынком. - Почти смирились уже, что не будет у нас ни кур, ни уток, ни коз… Но сирень, сирень обязательно посадим. Чтоб как дома было. И ты не стой, а купи сирень. Зацветет - красиво будет. Картоху посадили? Нет? Чем ты занята?" Они-то успевают работать, заниматься отделкой жилья, волонтерить…
Там психологи что-то толкуют о личных границах… А у нас в приграничье об этом свои представления. Без советов и интереса к житейским мелочам - никак. И каждому есть дело до другого, и любой напомнит: скоро "май - усэ у землю пхай", и спросит, что там с рассадой: не загибла?
И вот в этом вечном сопереживании, трепетном участии и неравнодушии и есть наша главная сила. Ее и храним. И сирень я все же купила в Курске, на память и об этом времени - днях радости со слезами на глазах. Теперь громоздкий горшок с саженцем, неудобный и тяжеловатый, тащу на вокзал: нужно возвращаться в Белгород. Сирень посажу под окнами, зацветет - красиво будет.
Не забудем мы и другого преступления украинских неофашистов. Их беспилотники в селе Сухарево Валуйского округа Белгородской области подожгли шедевр деревянного зодчества и любимый белгородцами и тысячами православных верующих со всей страны храмовый комплекс "Новый Иерусалим".
ВСУ атаковали храм как минимум дважды. Беспилотники сбрасывали снаряды и на белгородские святыни, на людей и на пожарные расчеты, которые направлялись к храмовому комплексу. Все стремились спасти хоть что-то. Тщетно. В момент атаки внутри находились четыре человека, никто из них, к счастью, не пострадал.
В этом пожаре уцелели только входная группа, часовня Матери Божией "Скорбящая" и часовня Обретения Креста Господня, а также летняя трапезная. Чудом в этом огне не пострадали ни монашествующие, ни паломники: всех вовремя эвакуировали.
Образ святынь Иерусалима строили в течение четверти века исключительно на народные пожертвования и под "духовным руководством схииеромонаха Феодора (Маншина)". Территория храмового комплекса достигает 170 гектаров. Но история Града Иерусалима на Белгородской земле на этом не кончается. Она продолжится. Как заявил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, сожженные здания храмового комплекса "Новый Иерусалим" будут восстановлены.