Что же конкретно предлагает Центробанк? В первую очередь меняется расчет стоимости полисов для мотоциклистов. Причем сразу по нескольким пунктам. Тариф устанавливается в пределах, определенных Центробанком. Так, для мотоциклистов этот тариф расширяется в обе стороны на 20 процентов. А именно с предыдущего коридора 324-2536 рубля до 259-3043 рубля.
Надо понимать, что тариф умножается на довольно большое количество коэффициентов. В том числе на коэффициенты по мощности двигателя и возраста - стажа водителя. До сих пор таблицы этих коэффициентов были одинаковы для водителей легковушек и мотоциклистов. Однако ЦБ решил пересмотреть этот подход. И для мотоциклистов появилась новая таблица с повышающими коэффициентами по мощности двигателей. И если для автовладельцев машин с моторами до 50 л.с. остался коэффициент 0,6 (понижающий), то для мотоциклов с таким количеством лошадиных сил он повысился до единицы.
Кроме того, появилась отдельная таблица по коэффициентам возраста-стажа водителя. До сих пор она тоже была единая для автомобилистов и мотоциклистов. Теперь - нет. Для мотоциклистов введены более высокие коэффициенты. Для 22-24-летнего владельца мототехники со стажем вождения до одного года коэффициент будет 2,23 (против 1,88 у автомобилиста). Для байкеров старше 59 лет страховка может стать дешевле. Центробанк предлагает установить коридор коэффициентов от 1,15 до 0,76 (в зависимости от стажа). Для автомобилистов все останется по-прежнему: 1,43-0,83.
Проблема в том, что мотоциклисты совершают примерно такие же аварии, как автомобилисты по тяжести последствий. Но при этом стоимость страховки для них значительно ниже. Поэтому Центробанк решил привести эту разницу между выплатой и ценой в соответствие.
Количество аварий с мотоциклистами выросло в этом году почти на 22%. Количество погибших в них выросло примерно на столько же - на 21,5%. И за все такие ДТП по вине мотоциклистов обязаны платить страховщики. Если суммы выплат за поврежденные байкерами авто приближаются к выплатам за подобные аварии с легковыми автомобилями, то в случаях с пострадавшими и погибшими они значительно их превосходят. По материальному ущербу средняя выплата - 93,5 тыс. рублей. А средняя выплата по жизни и здоровью уже превысила 258 тыс. рублей.
Как рассказали в Российском союзе автостраховщиков, мониторинг тарифного коридора ОСАГО находится в ведении Банка России, он следит за ситуацией и при необходимости корректирует как тарифный коридор, так и отдельные коэффициенты.
Новое расширение тарифного коридора ОСАГО позволит продолжить курс на либерализацию и справедливые тарифы для аккуратных водителей. Это уже не первое расширение тарифного коридора и практика показывает, что проводимая реформа по индивидуализации тарифов в среднем не повысила цены на ОСАГО. На данный момент тарифный коридор не менялся более двух лет, несмотря на изменения на рынке автозапчастей и новое, анонсируемое Банком России, расширение тарифного коридора ОСАГО позволит точечно скорректировать проблемные зоны.
Нововведениями регулятор планирует расширить в обе стороны границы тарифного коридора по ОСАГО на 11,57% для общественного транспорта (троллейбусов, трамваев, автобусов, совершающих регулярные перевозки пассажиров) и на 20% для мотоциклов и грузовиков с разрешенной максимальной массой 16 тонн и ниже. Также при расчете тарифов ОСАГО у мотоциклов теперь будут учитываться индивидуальные, отличные от других ТС "коэффициент мощности" и "коэффициент возраст-стаж".
Кроме того, Банк России предлагает актуализировать для ряда регионов значения территориального коэффициента (КТ), который влияет на стоимость полиса, он снизится в ряде крупных городов и немного вырастет для небольших населенных пунктов ряда регионов. Максимальное сокращение составит 6%, а максимальное повышение составит 10,5%. При этом даже после увеличения его значение для этих регионов все равно будет ниже среднего по стране.
Также для физических лиц изменится значение "коэффициента ограничения", который учитывает число водителей, допущенных к управлению ТС - он вырастет с 2,32 до 3,16.
Базовые ставки по ОСАГО для обычных автомобилистов, которые оформляют полис на личные легковые автомобили, не изменятся.