Центробанк решил расширить тарифный коридор на ОСАГО. Для кого вырастет его стоимость?

Центробанк решил расширить тарифный коридор на ОСАГО
Центробанк решил расширить тарифный коридор на ОСАГО. Не для всех. В первую очередь стоимость этих полисов может подорожать для мотоциклистов. А также для транспортных компаний, а именно тех, кто использует общественный транспорт - автобусы, троллейбусы, трамваи. Кроме того, стоимость полисов вырастет для владельцев грузовиков. Соответствующий проект указания Центробанка опубликован на портале для общественного обсуждения подобных нормативных актов. Срок обсуждения установлен до 17 сентября.
Мотоциклистам придумали новую формулу расчета стоимости полиса ОСАГО. Фото: Аркадий Колыбалов

Что же конкретно предлагает Центробанк? В первую очередь меняется расчет стоимости полисов для мотоциклистов. Причем сразу по нескольким пунктам. Тариф устанавливается в пределах, определенных Центробанком. Так, для мотоциклистов этот тариф расширяется в обе стороны на 20 процентов. А именно с предыдущего коридора 324-2536 рубля до 259-3043 рубля.

Надо понимать, что тариф умножается на довольно большое количество коэффициентов. В том числе на коэффициенты по мощности двигателя и возраста - стажа водителя. До сих пор таблицы этих коэффициентов были одинаковы для водителей легковушек и мотоциклистов. Однако ЦБ решил пересмотреть этот подход. И для мотоциклистов появилась новая таблица с повышающими коэффициентами по мощности двигателей. И если для автовладельцев машин с моторами до 50 л.с. остался коэффициент 0,6 (понижающий), то для мотоциклов с таким количеством лошадиных сил он повысился до единицы.

Кроме того, появилась отдельная таблица по коэффициентам возраста-стажа водителя. До сих пор она тоже была единая для автомобилистов и мотоциклистов. Теперь - нет. Для мотоциклистов введены более высокие коэффициенты. Для 22-24-летнего владельца мототехники со стажем вождения до одного года коэффициент будет 2,23 (против 1,88 у автомобилиста). Для байкеров старше 59 лет страховка может стать дешевле. Центробанк предлагает установить коридор коэффициентов от 1,15 до 0,76 (в зависимости от стажа). Для автомобилистов все останется по-прежнему: 1,43-0,83.

Проблема в том, что мотоциклисты совершают примерно такие же аварии, как автомобилисты по тяжести последствий. Но при этом стоимость страховки для них значительно ниже. Поэтому Центробанк решил привести эту разницу между выплатой и ценой в соответствие.

Количество аварий с мотоциклистами выросло в этом году почти на 22%. Количество погибших в них выросло примерно на столько же - на 21,5%. И за все такие ДТП по вине мотоциклистов обязаны платить страховщики. Если суммы выплат за поврежденные байкерами авто приближаются к выплатам за подобные аварии с легковыми автомобилями, то в случаях с пострадавшими и погибшими они значительно их превосходят. По материальному ущербу средняя выплата - 93,5 тыс. рублей. А средняя выплата по жизни и здоровью уже превысила 258 тыс. рублей.

Как рассказали в Российском союзе автостраховщиков, мониторинг тарифного коридора ОСАГО находится в ведении Банка России, он следит за ситуацией и при необходимости корректирует как тарифный коридор, так и отдельные коэффициенты.

Новое расширение тарифного коридора ОСАГО позволит продолжить курс на либерализацию и справедливые тарифы для аккуратных водителей. Это уже не первое расширение тарифного коридора и практика показывает, что проводимая реформа по индивидуализации тарифов в среднем не повысила цены на ОСАГО. На данный момент тарифный коридор не менялся более двух лет, несмотря на изменения на рынке автозапчастей и новое, анонсируемое Банком России, расширение тарифного коридора ОСАГО позволит точечно скорректировать проблемные зоны.

Нововведениями регулятор планирует расширить в обе стороны границы тарифного коридора по ОСАГО на 11,57% для общественного транспорта (троллейбусов, трамваев, автобусов, совершающих регулярные перевозки пассажиров) и на 20% для мотоциклов и грузовиков с разрешенной максимальной массой 16 тонн и ниже. Также при расчете тарифов ОСАГО у мотоциклов теперь будут учитываться индивидуальные, отличные от других ТС "коэффициент мощности" и "коэффициент возраст-стаж".

Кроме того, Банк России предлагает актуализировать для ряда регионов значения территориального коэффициента (КТ), который влияет на стоимость полиса, он снизится в ряде крупных городов и немного вырастет для небольших населенных пунктов ряда регионов. Максимальное сокращение составит 6%, а максимальное повышение составит 10,5%. При этом даже после увеличения его значение для этих регионов все равно будет ниже среднего по стране.

Также для физических лиц изменится значение "коэффициента ограничения", который учитывает число водителей, допущенных к управлению ТС - он вырастет с 2,32 до 3,16.

Базовые ставки по ОСАГО для обычных автомобилистов, которые оформляют полис на личные легковые автомобили, не изменятся.