05.09.2024 08:47
Экономика

Каковы перспективы развития преференциальных режимов в ДФО

Каковы перспективы развития преференциальных режимов
Текст:  Сергей Набивачев
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №199 (9441)
За последние десять лет резиденты преференциальных режимов на Дальнем Востоке (ТОР, СПВ, АЗРФ, КОРФ) открыли более тысячи предприятий. Это свидетельствует об эффективности внедренных механизмов, которые к тому же постоянно совершенствуются. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики, амурчанин Вячеслав Логинов в интервью корреспонденту "РГ" рассказал о том, как ведется работа над законами, направленными на развитие макрорегиона.
Преференциальные режимы дают возможность резидентам реализовать проекты в условиях упрощенного таможенного, налогового и административного регулирования / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Вячеслав Юрьевич, в последнее время ТОР объединяются, а также прирастают новыми земельными участками. Чем объясняется тенденция укрупнения территорий опережающего развития?

Вячеслав Логинов: Она связана с уменьшением административных расходов. Того, что называется в экономике "постоянными затратами". Это первое. Второе: всегда проще создать инфраструктуру - жилищно-коммунальную, транспортную, энергетическую - для большего числа предприятий, чтобы не делать десять подстанций, не вести 20 дорог, не строить 30 железнодорожных тупиков. И этой инфраструктурой, построенной за государственный счет, пользуется несколько резидентов ТОР.

Насколько реально управлять такими большими ТОРами из единого центра?

Вячеслав Логинов: С учетом развития информационных систем, думаю, это не сложно. К тому же мы всегда учитываем мнение самих резидентов, насколько им удобно. Все-таки основной задачей является новое производство, рабочие места и высокотехнологичная продукция с высокой добавленной стоимостью. Здесь нужны хорошие социальные и бытовые условия: помимо инженерной инфраструктуры те же детские сады, школы, больницы, поликлиники, общественные пространства - про них тоже нельзя забывать. И когда мы создаем это и укрупняем где-то в одном месте, получается экономически намного целесообразнее и людям удобнее.

Дмитрий Григоренко представил на ВЭФ-2024 нацпроект "Экономика данных"

Учитывался ли при создании ТОРов опыт нашего главного международного партнера - Китая?

Вячеслав Логинов: Мы изучали весь опыт, имеющийся в международном бизнес-пространстве, который приводил к росту выпуска регионального продукта, к образованию новых предприятий, новой культуры производства. В том числе и Китая. Но все равно есть специфика нашего государства, экономики, юридического пространства. Поэтому, учитывая международный опыт, мы берем все самое лучшее и стараемся, чтобы это здесь у нас прижилось. Чистое копирование не работает.

ТОРы уже дают результаты, которые влияют на жизнь дальневосточников?

Вячеслав Логинов: Да, и это мы видим на примере Амурской области. У нас строится один из самых мощных газовых заводов в рамках ТОР с участием федеральных инвесторов. Еще один проект - создание маслоэкстракционного завода в Белогорске. Региональные инвесторы тоже заходят, но понятно, что капиталоемкость их компаний во многом уступает федеральным, как и культура производства. Но мы учимся, работаем над этим. Что касается созданных рабочих мест: мы анализировали зарплату с учетом тех налоговых льгот и преференций, которые даются. В Амурской области заработная плата сотрудников компаний-резидентов ТОР выше на 20-30 процентов, чем в среднем по рынку.

Как бороться с дефицитом кадров? Он уже существует, плюс новым предприятиям потребуется много специалистов.

Вячеслав Логинов: Работник, когда принимает решение переехать в Дальневосточный макрорегион, руководствуется не только высокой заработной платой, но и возможностью перевезти с собой семью. Для этого нужна социальная инфраструктура. И президент Российской Федерации принял историческое решение о создании мастер-планов, которые подразумевают комплексное развитие дальневосточных городов. Для Амурской области, в первую очередь это Циолковский, Свободный, Тында, выделяется очень большое финансирование. Как минимум с точки зрения качества жизни мы должны постараться дотянуться до европейской части нашей страны. А максимум - в чем-то превзойти ее показатели.

Госдума работает над новым законом, направленным на совершенствование режимов ТОР и СПВ. Каковы его основные положения?

Бизнес предложил знакомить иностранных школьников с инфраструктурой ДФО

Вячеслав Логинов: В документе будут прописаны меры господдержки крупных инвестиционных проектов с участием компаний с иностранным капиталом. Законопроект принят в первом чтении, определено, что такие компании в принципе смогут стать резидентами ТОР и пользоваться льготами. Сейчас разрабатываются условия их предоставления.

Кроме того, законодатели провели донастройку программы "Гектар". В чем она выражается?

Вячеслав Логинов: Она, честно говоря, чисто техническая. Были некоторые нестыковки по выдаче земель с Лесным кодексом. А часть территорий, которые просят граждане, находится именно в лесной местности. Многие хотят леса приобрести в рамках "дальневосточного гектара" и в дальнейшем их использовать под личное подсобное хозяйство. Мы дали эту возможность.

Еще один важный момент: в спорных ситуациях, когда на один и тот же участок претендуют несколько человек, в приоритетном порядке будет рассматриваться заявление первого обратившегося. Рассмотрение остальных заявок можно приостановить. Это исключит путаницу. Словом, поправки направлены больше на устранение бюрократических препон, на более простые и оперативные решения для граждан. А концептуально там никаких изменений не произошло.

Получается, законы, которые призваны улучшать жизнь на Дальнем Востоке, зачастую несовершенны, и их постоянно нужно дорабатывать?

Вячеслав Логинов: Принятые механизмы в рамках территорий опережающего развития, "дальневосточного гектара", "дальневосточной ипотеки", дальневосточного материнского капитала на третьего ребенка отличаются от общих федеральных. В юридической плоскости России - это новые категории. Соответственно, проходит время, и мы с учетом взаимодействия между органами власти уже их "подкручиваем".

А кто подает сигналы с мест о том, что нужно что-то "подкручивать"?

Вячеслав Логинов: Скажем, в случае с проблемой распределения участков в лесах по программе "Гектар" - Росреестр.

А в части развития ТОР?

Вячеслав Логинов: Приведу пример: в ТОРах мы меняли исчисление налога на имущество от введенных основных средств. Но возник вопрос: с какого времени вести отсчет? Когда рабочие приехали на площадку или когда объект сдали? Первый вариант вроде как не совсем логичен. Эту проблему выявили сначала предприниматели, подали сигнал и вышли с просьбой разъяснить. Затем налоговая инспекция попросила скорректировать законодательство в части сроков исчисления льготы по налогу на имущество. Это как дорога с двухсторонним движением. Здесь и предпринимательские сообщества, и органы власти выступают с инициативами.

Дальний Восток большой, условия в регионах разные. Например, на Чукотке и Колыме порядок предоставления "дальневосточной ипотеки" немного отличается от других субъектов. Следует ли ожидать дальнейшей дифференциации в рамках одних законов для разных территорий?

Вячеслав Логинов: Подобные решения нам подсказывают как жители, так и бизнес-сообщество. Возьмем Чукотку. Во-первых, оттуда был большой отток населения. Во-вторых, там мало городов, почти не велось жилищного строительства. Соответственно, в Чукотском АО, а также на Колыме распространили действие "дальневосточной ипотеки" на вторичное жилье. Я думаю, это не последний случай, в дальнейшем продолжим "подкручивать" законы под региональную специфику.

Прямая речь

Алексей Чекунков, министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики:

- Растущее количество резидентов преференциальных режимов на Дальнем Востоке говорит о том, что они востребованы бизнесом. Это самое главное. В свободном порту Владивосток - две тысячи резидентов. Преимущественно это компании малого и среднего бизнеса, реализующие проекты объемом свыше 1,7 триллиона рублей в различных сферах: строительстве, легкой, пищевой, медицинской промышленности, металлургии, радиоэлектронике. Создается около 110 тысяч рабочих мест. В Арктической зоне РФ - около 800 резидентов. В Специальном административном районе резидентов существенно меньше - немногим более 100, но спрос на этот инструмент в последние два года вырос в несколько раз. Благодаря САР в Россию вернулись активы на более чем 5,6 триллиона рублей. Реализуется свыше 30 инвестиционных проектов на Курилах - на островах созданы лучшие в стране условия для предпринимателей. Постоянно совершенствуем действующие механизмы государственной поддержки. Например, с 1 сентября получить статус резидента свободного порта стало легче: упрощены требования к бизнес-плану компании. Он сократился и будет содержать только главные параметры проекта. Инвесторам это сэкономит и деньги, и время. Заявки будут рассматриваться быстрее.


Экономика Власть ДФО