06.09.2024 07:30
Власть

Дмитрий Демешин: Самолет "Байкал" будут выпускать в Хабаровском крае

Текст:  Татьяна Дмитракова (Владивосток)
В Хабаровском крае создан целый ряд необычных документов - Хартия технологического суверенитета, Атлас проблемных объектов. Какого результата от них ждать, рассказал в интервью "РГ" глава региона Дмитрий Демешин.
Читать на сайте RG.RU
Интервью с Дмитрием Демешиным, врио губернатора Хабаровского края

Дмитрий Викторович, по вашей инициативе в Хабаровском крае подписана Хартия технологического суверенитета и импортозамещения. В чем необходимость такого документа и какие результаты вы уже готовы назвать?

Дмитрий Демешин: Краю необходима перестройка экономики, рост промышленного производства и валового внутреннего продукта. И, конечно, развитие региона должно предполагать инвестиции в производство. В современных условиях проекты, которые создают технологичные рабочие места, - это наш приоритет.

Для этого и была создана Хартия. Ее одобрило руководство страны. Глава кабинета Михаил Мишустин, который два дня работал на территории Хабаровского края, поддержал ее, дал поручение своему первому заместителю Денису Мантурову, с которым мы 6 сентября работаем в крае по итогам Восточного экономического форума, спроецировать идеологию Хартии на всю страну.

Правительство России расширило границы ТОР "Хабаровск"

В нашем крае расположены стратегические предприятия - вертикально интегрированные государственные корпорации, судо- и авиастроение, нефтепереработка, энергетическое машиностроение. И, конечно, наша задача - "обложить" их своими поставщиками, сделать свою систему кооперации из хабаровских производителей, которые будут гарантированно поставлять на крупные предприятия свою продукцию.

В частности, на пленарном заседании Восточного экономического форума президент Владимир Путин поставил задачу ускорить производство самолета "Байкал". Так вот, на прошедшей неделе я как раз договорился с корпорацией Ростех, с Уральским заводом гражданской авиации о том, что на базе ТОР "Хабаровск" под Комсомольском-на-Амуре будет строиться этот самолет. И я убежден, что опытно-конструкторская работа будет реализована в течение двух лет. Сегодня на пленарном заседании ВЭФ наш президент эту задачу поставил.

Еще одна ваша инициатива - Атлас проблемных объектов края. В нем моментально набралось около 8 тысяч объектов. Для кого предназначен Атлас?

Дмитрий Демешин: Если к Хартии присоединилось только 120 предприятий - и крупных, и мелких, то в этот документ граждане сразу набросали большое количество проблем, которые имеются в Хабаровском крае.

Что такое Атлас проблемных объектов? Это целеуказание нам изменять жизнь людей в Хабаровском крае к лучшему. Документ предназначен в первую очередь для чиновников, для того, чтобы наши муниципальные коллеги, правительство Хабаровского края решали проблемы по посылам людей.

Этот атлас ляжет в основу программы развития региона, которую мы разрабатываем, ведь то, что в основном волнует жителей, должно волновать и чиновников - состояние медицины и транспортная доступность, ЖКХ и строительство, ремонт аварийного жилья. Мы получили обратную связь от граждан, и именно наши жители дают нам целеуказание. И мы ставим это на контроль: раздав сразу же поручения, не снимаем их до того времени, пока не увидим качественные изменения в жизни людей в целом и изменения на конкретном объекте в частности.

Вы дали поручение открыть набережную-долгострой в Комсомольске-на-Амуре первого сентября. Оно выполнено. Но не получится ли, что после торжественного открытия объект закроется на доработку?

Дмитрий Демешин: Мы специально не подписывали акты приема в эксплуатации. Должна проводиться народная приемка работ. Первого сентября, как я и обещал, мы вместе с комсомольчанами и подрядчиком прошлись по набережной. И горожане, конечно, сказали, что есть определенные недоработки.

С первых дней работы на посту главы края я сказал, что понятие "долгострой" должно уйти из нашего лексикона и, самое главное, из понимания людей. А набережную, замечу, комсомольчане ждали с 2017 года. Пришлось сменить подрядчика. Были проблемы с финансированием, с доставкой стройматериалов. Мы эти вопросы помогали решать подрядчику. Конечно, я рисковал, говоря, что к началу осени объект должен быть предоставлен в пользование людей. Но ведь в этом смысл власти.

Дмитрий Демешин: Задачи правительству Хабаровского края поставили люди

Первого сентября счастливые люди, школьники, которые пришли со своих первых уроков знаний, прогуливающиеся мамочки с колясками, спортсмены высыпали на эту набережную. Она двухъярусная, красивая, имеет различные виды покрытия.

Да, доработки потребуются. Но у подрядчика и субподрядчика пятилетние обязательства по обслуживанию объекта. И мы за этим проследим. Как и за выполнением мастер-планов наших городов, созданных по поручению президента.

Кстати, в ходе ВЭФ президент похвалил Хабаровский край. Назвал его в числе пяти регионов, которые успешно реализуют мастер-планы.

А пример набережной показывает, что можно и нужно решать проблемы, в том числе обостряя ситуацию, ставя на контроль - так будем поступать и в дальнейшем. И самое главное, чтобы результат был нагляден для людей.

Принято решение о формировании в крае Единого научно-производственного центра беспилотных летальных аппаратов. На каком этапе сейчас эта работа?

Дмитрий Демешин: В Послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин несколько раз указывал на важность этого направления для всей страны.

Хабаровский край - инженерный и промышленный центр Востока России. И мы не имеем права оставаться в стороне. У нас есть все необходимое: и компетенции, и оборудование, и кадры - замечательные инженеры, токари, фрезеровщики.

90 лет назад в Комсомольске-на-Амуре сделал первый шаг в небо знаменитый авиагигант

Сейчас первый этап создания научного центра на базе Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ). Он включает развитие студенческого конструкторского бюро, организацию новых разработок, в том числе с производителями края и заинтересованными предприятиями.

Начали вырабатывать взаимодействие с Шеньянским аэрокосмическим университетом (КНР), и это было предметом обсуждения на Восточном экономическом форуме.

В августе ТОГУ и предприятия в сфере беспилотной авиации подписали соглашение о сотрудничестве и партнерских отношениях.

В перспективе НПЦ будет расширен на площадке межвузовского кампуса. Об этом говорил наш президент на пленарном заседании ВЭФ. Межвузовский кампус находится в начальной стадии реализации. Но когда мы его построим, на эту площадку переселим научно-производственный центр.

Это позволит не просто нарастить объем выпуска дронов для нашей армии, но и обеспечить наработки для гражданской сферы, применять их там, где прежде не использовали. Например, при установлении точек пожаров или сельхозобработки земель, проверке по паводкам. Зачем отправлять лодку, если можно пустить дрон и убедиться, что в зоне подтопления нет никаких проблем и чрезвычайных ситуаций?

Восточный экономический форум подходит к своему концу. Какие самые важные итоги для Хабаровского края вы бы выделили?

Дмитрий Демешин: Хабаровский край традиционно показывает только лучшее, ведь нам есть чем гордиться.

Спектр услуг для поддержки предпринимателей увеличился в Хабаровском крае

Было много встреч. С руководителем РЖД Олегом Белозеровым обсудили строительство второго этапа Восточного полигона и вхождение Хабаровского края в третий этап, с главой Роснедр Евгением Петровым - проведение конкурсов на вновь разведанные месторождения. С ДОМ.РФ и компанией ДАРС подписали соглашение о строительстве большого объема домов, со Сбербанком - о расширении присутствия на территории края и создании здесь IT-центра, с ПАО "Роснефть" - о реконструкции наших нефтезаводов. Назову еще соглашения с золотодобывающей компанией "Полюс", а также Региональными объединенными системами водоканалов, которые проведут реконструкцию системы водоснабжения и водоотведения в Комсомольске-на-Амуре. Договорились с Wildberries о строительстве большого логистического центра около Хабаровска и распределительного центра в Комсомольске.

Подписаны соглашения с Газпромбанком и правительством Якутии о взаимодействии при строительстве Тихоокеанской железной дороги. Это огромный проект, связывающий Эльгинское месторождение с портом на территории Хабаровского края.

С РусГидро обсудили развитие энергетики. Кроме этого, я принял участие в совместном заседании комиссии Госсовета по направлению "Энергетика" и Минэнерго.

Я провел сессию "Сколько стоит контроль?". На ней с рядом бизнесменов и государственных служащих мы рассмотрели, какая функция в государственном управлении важнее - контрольно-надзорная или развивающая, нацеленная на поддержку бизнеса и предпринимательской инициативы. Эта интересная сессия вызвала большое количество споров и показала необходимость продолжения административной реформы и сокращения административных барьеров и воздействия на бизнес. Об этом я доложил президенту Владимиру Путину, который встречался с модераторами сессий. И у нас состоялся предметный разговор на этот счет.

Регионы Хабаровский край