В первом полугодии 2024 года доля товаров российского производства, приобретенных на маркетплейсе составила 41,7% от общего оборота, посчитали аналитики Wildberries. В первом полугодии 2023 года эта доля была на несколько десятых процента ниже.
Наибольший рост спроса на отечественную продукцию зафиксирован в категории "ювелирные украшения". Доля проданных российских товаров этой сферы увеличилась на 2,23% по сравнению с первым полугодием 2023 года. Оказалось, ювелирные изделия - одна из самых "российских" категорий на платформе: 94% продаж приходится на товары местного производства.
Помимо ювелирных украшений, покупатели предпочитают российских производителей в таких категориях, как спортивное питание (доля в продажах - 83,3%), детское питание (81,3%) и аксессуары для малышей (79,6%). Высокая доля товаров местного производства также наблюдается в категориях бытовой химии (71,6%), штор и аксессуаров (71,2%), продуктов (69,9%) и мебели (67,6%).
Товары местных брендов часто предлагаются по более выгодным ценам, чем зарубежные, обратила внимание Мария Твердохлебова, к.э.н., доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г. В. Плеханова. Именно поэтому базовые вещи вроде спортивного и детского питания более охотно покупают у отечественных производителей.
Доля российской крупной бытовой техники в продажах выросла на 1,64%. Однако в этой сфере все же выигрывают поставщики зарубежных товаров, которые составляют 77,5% покупок на маркетплейсе.
При этом наименьшая доля российских товаров приходится на категории, связанные с электроникой: телевизоры и аудиотехника (3,81%), сетевое оборудование (4,69%), умный дом и безопасность (5,57%), ноутбуки и компьютеры (5,68%), оргтехника (10,04%), смартфоны и аксессуары (11,0%). Чуть более высокие позиции занимают строительные инструменты отечественного производства (11,8%), освещение (12,54%) и хозтовары (12,26%).
Твердохлебова полагает, что невысокий интерес к товарам отечественного производства в вышеупомянутых категориях связан с недоверием покупателя, его незнанием российских брендов. "Что касается крупной бытовой техники и электроники - пока еще силен устоявшийся имидж российских производителей - товары не лучшего качества. При этом цены на них практически сопоставимы с ценами на западные бренды. Хотя некоторые продукты вполне могут быть аналогичными и даже превосходить по качеству западных конкурентов. Для решения этой проблемы необходимо работать над имиджем российских брендов, на практике доказывая хорошее качество товара", - заключает эксперт.