10.09.2024 17:17
Архангельская область

Бизнес просит сохранить субсидии на экспорт леса

Текст:  Татьяна Сухановская (Архангельская область)
Транспортная доля в стоимости пиломатериалов, которые идут на экспорт, выросла на предприятиях СЗФО до 40 процентов и более. В связи с этим лесопромышленники просят сохранить транспортные субсидии государства на поставки леса за рубеж, а также сделать их получение более справедливым и удобным в техническом плане.
Читать на сайте RG.RU

Господдержка необходима для возвращения прежнего объема продаж леса на внешних рынках. По итогам 2023 года производство в сфере ЛПК "подросло" на один процент - это незначительный, но все-таки плюс. При этом достигнуть его удалось в основном благодаря увеличению внутреннего спроса, так или иначе компенсировавшего 30-процентное падение экспорта.

- Мы, конечно, не можем терять внешние рынки, так как понятно, что внутренние насытятся в определенный момент, - отметил заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров. - Чтобы развиваться и оставаться на современном уровне, достойном нашей лесной базы, нам, безусловно, экспортом с конца 2024 года - 2025 года надо заниматься принципиально по-другому.

Отметим, что транспортные расходы сильнее всего "бьют" по пеллетам - экспортная логистика делает их практически нерентабельными. Достаточно сказать, что стоимость доставки древесных гранул за рубеж сравнима со стоимостью самой продукции и даже выше ее. К примеру, при отправке в Южную Корею цена тонны архангельских пеллет составляет 110 долларов, а транспортировка - 120. То есть на каждой тонне бизнес терпит убыток. Поэтому лесопромышленники просят оставить транспортную субсидию и на пеллеты, предлагая разработать по ним отдельную программу поддержки.

- Предлагаю на все пеллеты выделить субсидию, чтобы работать хотя бы по себестоимости. Выделить на три года - для того, чтобы у нас было время переориентироваться, - говорит глава лесного холдинга Архангельской области Владимир Буторин.

Субсидии на морские перевозки сдержат цены на товары для российского эксклава

Переориентация уже началась. Для того чтобы не скапливать на своих территориях "опилковые горы" из-за падения европейского спроса на пеллеты, архангельский бизнес начал частично замещать пеллетное производство на выпуск более дешевых топливных брикетов: для этого сейчас устанавливаются специальные прессы, позволяющие компоновать из древесных отходов своего рода топливные "поленья". Брикеты хороши для небольших муниципальных котельных - они дают значительно больше тепла, чем дрова.

Тем не менее пеллеты востребованы на восточный экспорт, а значит, их нельзя списывать со счетов. Как и высокозатратные поставки пиломатериалов по Северному морскому пути. В Архангельской области для этого начали действовать два новых сервиса - прямые поставки в Китай и субсидируемые каботажные рейсы в порты Дальнего Востока по СМП. "Но без субсидирования транспортных расходов лесного бизнеса - это дорогие пути. Хотя мы ведем переговоры о снижении себестоимости, в том числе с китайской стороной", - напомнили в правительстве Архангельской области.

Проблема в том, что на торговых весах "Китай - Поморье" самые тяжелые "гирьки" находятся пока на чаше импорта. Причем Поднебесная неслучайно выбрала Архангельск для транспортировки своих грузов по СМП и далее, вглубь России - в КНР надеются на обратную загрузку лесом и продукцией из него. "Поэтому они готовы давать большой дисконт, чтобы идти назад не порожняком, а использовать для обратной доставки наши грузы", - пояснили власти региона.

А представители ЛПК просят отрегулировать также процесс получения транспортной субсидии. В этом году он больше напоминал компьютерный файтинг, в котором игроки побеждают по принципу "кто первым надавил на enter". В намеченный день конкурса через 65 секунд после старта все деньги на площадке кончились!

- Это превратилось в шоу, в унизительную для бизнеса процедуру, - рассказывают представители сферы ЛПК. - В три ночи наши специалисты начинают готовить документы, в девять утра "нажимают кнопку", но в три секунды компьютер дает сбой, и 660 миллионов рублей, на которые мы так рассчитывали, предприятие не получает.

Отметим, что из-за сбоя на площадке не смогли получить государственную помощь многие компании. В правительстве России эти замечания учли: процесс предоставления субсидии предприятиям ЛПК планируется перевести с третьего квартала 2024 года на заявительный и авансовый характер, прекратив "безудержную гонку по принципу: кто первый - тот и победил". Отбирать претендентов для субсидирования планируется на основе экспортных планов предприятий.

Государство прислушалось и к еще одному предложению лесных экспортеров - об отмене вывозной таможенной пошлины на газетную бумагу и интерлайнер (упаковку высшего качества). Тем временем архангельские производители картона намекают, что в конце 2024 года возможен профицит этой продукции на внутреннем рынке, а снижение пошлины на картон помогло бы наладить его поставки за рубеж.

Прямая речь

Юрий Айвазов, генеральный директор группы компаний "Карелия Палп":

- Государство вывело из-под действия экспортных пошлин газетную бумагу и интерлайнер - это важная для нас мера, она позволила сохранить рентабельность поставок на экспорт. Сейчас актуальна также поддержка в виде возможных скидок на доставку круглых лесоматериалов внутри страны: важно увеличивать доступность межрегиональных перевозок, чтобы эффективно использовать всю железнодорожную инфраструктуру. Господдержка нужна и в части инвестиций в лесозаготовительную деятельность. Мы по-прежнему зависим от импортных поставок лесозаготовительной и лесовозной техники. Я считаю, что временная отмена утилизационного сбора сроком на три года до появления на рынке качественных отечественных разработок в промышленных масштабах и разработка программы компенсации лизинговых ставок при приобретении техники, в том числе импортной, была бы отличным подспорьем. В противном случае ключевая ставка в сочетании с высокой стоимостью импортной техники будет препятствовать реинвестированию в основные фонды в области лесозаготовки, а это приведет к дефициту сырья и увеличению его стоимости и, как следствие, снижению рентабельности готовой продукции по всей технологической цепочке.

Архангельская область