11.09.2024 15:49
Культура

Сериал "Аутсорс" поднимает проблему смертной казни в стране

Текст:  Сусанна Альперина
Сериал "Аутсорс" принадлежит к числу тех редких фильмов о 90-х, которые выделяются из общего ряда. Он может стать событием, а те, кто его видел, уж точно никогда не забудут. Такие выводы можно сделать на основе просмотренных первых двух серий на фестивале "Новый сезон".
Читать на сайте RG.RU
Съемки сериала "Аутсорс"

Однако же при этом новый сериал Душана Глигорова и Батыра Моргачева (связка - режиссер-оператор известна еще по проекту "Хрустальный") - не безупречен. И на его примере особенно любопытно разглядывать проблемы современных российских сериалов.

"Аутсорс" впечатывается в память, прежде всего, темой. Расскажи другу на кухне, что сняли сериал о том, как в те времена, когда смертная казнь в стране была легальна, ушлый исполнитель придумал за деньги предлагать расправиться с преступниками близким их жертв - тот откроет рот. Реакций будет две. Первая - не хочу смотреть на этот мрак. Но чаще захват зрителя произойдет уже на этой стадии.

Не то, чтобы в стране не хватало сериалов про тюрьму. Так, навскидку - "Камера. Мотор", "Ресторан по понятиям", "Обитель", "Стая", "Клетка", "Динозавр"... Это некоторые из тех, что вышли, но готовятся как новинки на эту тему, так и вторые сезоны проектов, ставших популярными. Документальный цикл о российских тюрьмах, где вышли картины, посвященные таким местам лишения свободы, как "Кресты", "Бутырка", "Владимирский централ", покоряют фестивали, получая призы и привлекают зрителей стриминговых платформ.

"Аутсорс" показательно пополнит этот ряд. Но и будет выделяться - необычным подходом к теме. Две вещи будоражат ум - основана ли история на реальных событиях и как выйдет сериал в онлайн-кинотеатре Okko в этом сезоне, когда к самой теме смертной казни преступников вновь привлечено повышенное внимание.

Действие происходит в тюрьме на Камчатке. Виды природы, которые помогают воспрянуть свободе человеческого духа, перемежаются с квадратом тюремного двора, способного ограничить любые стремления и намерения. Тут отбывают наказание приговоренные пожизненно. И зритель видит этих нелюдей в тюремное окошко глазами новенького надзирателя в этой тюрьме - Костика. Его играет Иван Янковский, и актер привносит в эту роль следы уже сыгранных им персонажей: следователя Бокова из "Фишера", Вову-Адидаса из "Слова пацана" (иногда даже кажется, что Костик - перевоспитавшийся Адидас). Вспоминается даже "Плейлист волонтера", и невольно ловишь себя на том, что начинаешь скучать по тем временам, когда Иван Янковский играл такие роли, как Герман в "Пиковой даме" Павла Лунгина.

Надзиратель - исполнитель Костик приезжает из города Кимры. И с первой минуты знакомства с ним понятно, что и этот город он может покинуть так же быстро. У парня явно есть голова на плечах, он не считается с приказами начальства и поведением коллег и способен повести за собой.

Автор сценария "Аутсорса" - Анна Козлова. Она предлагает зрителю почти полностью развернутые истории персонажей и их семей, из-за чего напрашивается сравнение с фильмами Алексея Балабанова: у всех все беспросветно. "Коллеги" Костика - два простых парня Саша и Роман, которых играют Эльдар Калимулин и Даниил Стеклов. В роли начальника Битюгова Виталий Коваленко. Прокурора Андрея - Дмитрий Сумин. Врача Петра - Леонид Тележинский.

Мы видим всех, как на работе, так и дома, где у каждого свои проблемы. У героя Калимулина накануне свадьбы случается беда с невестой (Мила Ершова выступает в несвойственном ей трагическом амплуа) - девушку похитили, избили, надругались над ней. Ситуация напоминает "Слово пацана. Кровь на асфальте" - историю Маратика и Айгуль. Врач, который сублимирует жизненные неудачи, снимая проституток, становится носителем ВИЧ. На ум приходят и "Нулевой пациент", и "Звоните ди Каприо". Прокурор женат на безработной (Карина Александрова), которая не хочет быть нищебродкой и толкает его - честного человека - на то, чтобы зарабатывать неправедным путем. Герой Данилы Стеклова Роман нарушает заповедь: "не возжелай жены ближнего своего"... Сравнения найдете сами.

Совершенно непонятно, отдавал ли Костик "на аутсорс" казни преступников в Кимрах или его натолкнул на эту мысль отец расчлененной девушки, который был готов заплатить 500 долларов исполнителям, лишь бы убить маньяка самолично (тема "Ворошиловского стрелка"), но у молодого башковитого парня возникает план. Костик может подвести мораль подо что угодно - так запоминаются его слова, которыми он щедро делится с менее сообразительным коллегой. Они о том, что не обязательно расправляться с подонками и мерзавцами только по заданию государства. Осужден человек по статье или нет - неважно: главное, что он - преступник и должен быть наказан. Тут в сериале явный отсыл к "Преступлению и наказанию" Федора Достоевского, в новой сериальной версии которого Иван Янковский играет Раскольникова. Этот сериал выйдет на Кинопоиске, и уже заранее хочется предупредить онлайн-кинотеатры Okko и Кинопоиск, чтобы не выпускали проекты параллельно, а зрителя, чтобы не смотрел один за другим.

Понятие о казни у Костика - свое собственное, и он склоняет тех, кто трудится с ним в тюрьме, на свою сторону, предлагая новый заработок палача. Вас удивит сравнение, но это примерно как Том Сойер, который красил забор чужими руками. И тут главная мотивация смотреть сериал дальше состоит для зрителя в том, что он-то знает, что уже в 1996-м смертную казнь в стране отменят. Тогда как же будет зарабатывать Костик со своей "бригадой"? И что будет, если узнают, как именно у них появлялись деньги?.

Фильм "Тур с Иванушками" едет в Берлин

К "Слову пацана" в сериале еще неизбежно будут отсылы. Тем более, что художник по костюмам у двух сериалов один и тот же - Даша Фомина. Кто видел подобранные ею шапки - не забудет. Они появляются и тут - у героя Данилы Стеклова - утюжок. Мохнатые ушанки со спущенными ушами у надзирателей в обычной жизни. Пушистые круглые у любовницы врача и у матери невесты героя Стеклова.

В этом-то, в принципе, и главный недостаток "Аутсорса": сериал все время хочется с чем-то сравнивать. Из тех сравнений, что не прописаны выше - сериал "Мертвое озеро" и фильм "Казнь" Ладо Кватании. "Аутсорс" стоит на несколько ступеней ниже "Казни", и даже любопытно, поднимется ли на ее уровень в следующих сериях.

Но вот на какой уровень он точно вряд ли поднимется - так это на тот, который задан одним из самых сильных фильмов об отдаленных местах лишения свободы. Речь о "Зеленой миле". Многое в "Аутсорсе" "прописано" схематично, проговорено "на бегу". И в этом, к сожалению, беда 90 процентов современных российских сериалов. Можно написать красиво "проявлено искусство монтажа", но лучше сказать правду. Не хватает драматургии, при том, что сценарист - одна из лучших в стране.

Поэтому задевает эпизод, который на первый взгляд может показаться странным. Жена Костика - Нина (Даша Котрелева) - филолог по образованию, зачем-то читает книгу нового времени под названием "Жеребец"- помните, в 90-е хлынули на рынок такие однодневки. Впечатлениями она делится с героем Данилы Стеклова, который вообще не понимает, о чем она рассказывает (фильм "Культурная комедия", за которым стоит генпродюсер Okko Гавр Гордеев, четко просматривается и тут). Молодая женщина удивляется - их учили, что у героев должен быть нравственный выбор, что им следует проходить какой-то путь, что читатель, в случае удачи автор, испытывает катарсис. Она поясняет, недалекому необразованному надзирателю, что "катарсис - это "психологический оргазм". И даже становится любопытно применить ее пояснения и к героям, и к сериалу целиком. Не только этого, но остановимся на нем. Путь герои точно какой-то пройдут, пусть и схематичный. Но вот испытает ли зритель катарсис?

Если подходить с высокой меркой к тому же сериалу "Слово пацана. Кровь на асфальте", в нем момент катарсиса есть - имеется в виду практически библейская сцена встречи убийцы (простите, снова Иван Янковский) с матерью его жертвы (Ольга Лапшина). За эту сцену прощаешь в "Слове пацана" то, к чему можно было бы придраться. Будет ли подобная в "Аутсорсе"? В нем, кстати, тоже должна в одной из ролей появиться Ольга Лапшина. Или же весь сериал, поначалу поражающий громкой и очень важной для сегодняшнего дня темой, все время будет напрашиваться на сравнение с чем-то другим и к духовному очищению не приведет?

Фото: Начались съемки романтического фильма "Туда" со Старшенбаум и Федоровым
Наше кино