16.09.2024 10:00
Технологии

В ближайшие три года на российском рынке облаков начнется серьезная борьба за клиентов

Текст:  Юлия Гуреева
Процесс цифровизации для большого числа компаний на рынке неизбежно оказывается связан с переходом на облачные решения. Это снижает расходы на поддержание собственной инфраструктуры и избавляет от необходимости содержать большую команду ИТ-специалистов, которых сегодня очень непросто найти. Однако на что нужно обратить внимание при подборе облачных решений, и какие в ходе этого возникают трудности - вопрос неочевидный. Обо всем этом мы спросили у ИТ-директора платформы RCloud by 3data Валентина Соколова.
/ Пресс-служба RCloud by 3data
Читать на сайте RG.RU

Гибридные решения, когда компания использует для построения ИТ-инфраструктуры одновременно colocation и облачные технологии, становятся все более востребованными. Какой из этих подходов в долгосрочной перспективе получит более значительные позиции на рынке?

Скорее всего, эти направления поделят рынок, поскольку в разных ИТ-инфраструктурах и сервисах нужны разные подходы. Сейчас еще далеко не пик тренда развития облаков России.

По нашему опыту, даже известные компании либо не используют публичные и коммерческие частные облака, либо только начали переход на гибридную модель. Если в 2022 году многие думали, зачем строить свою инфраструктуру, когда можно взять готовую, то в этом году мы наблюдаем переход из классического colocation в гибридную модель. Те, кто использовали только свое железо, но при этом размещали его в дата-центре, стали готовы брать часть инфраструктуры у облачного провайдера. И в рамках дата-центра это стало легко сделать: достаточно арендовать оптическое волокно, так называемый Direct Connect, от вашего оборудования до инфраструктуры облачного провайдера. В этом случае клиент получает расширение своей инфраструктуры за несколько часов, максимум - дней.

Развитие облачных технологий требует центров обработки данных (ЦОД). Спрос на облака растет, но уже много лет на рынке ЦОД наблюдается дефицит свободных мощностей. Как решается эта проблема?

Действительно, участники отрасли ЦОД не успевают за растущим рынком, но нельзя сказать, что дата-центры совсем закончились. Крупные облака либо имеют свои дата-центры, либо активно строят их для расширения своих же облаков. Думаю, в ближайшие полтора года будет введен в эксплуатацию ряд новых дата-центров.

/ Пресс-служба RCloud by 3data

Где сейчас размещен кластер RCloud by 3data?

В наших же дата-центрах. Клиенты могут разместиться в ЦОДах 3data и сразу же взять тот самый Direct Connect, то есть гибридное решение. Также в этом году мы открыли локацию в Питере на площадке партнера. При этом всё управление облаками, вне зависимости от локации, осуществляется через один портал.

Какие ключевые изменения произошли в плоскости облачных сервисов среди клиентов за последние два года? На какие услуги сейчас наблюдается наибольший спрос?

Клиенты задумались о том, что пора переходить в облака. Этот тренд мы увидели в 2022 году, но особенно заметен он стал в текущем.

Самая трендовая услуга - IaaS, то есть базовая ИТ-инфраструктура. Это просто аренда мощностей, которая позволяет оперативно расширить свою инфраструктуру.

Также на рынке облаков появилось множество российского программного обеспечения (ПО), которое дает возможность виртуализировать железную инфраструктуру. Здесь мы видим около 30 брендов, которые пытаются забрать клиентов, но лидеров в этом направлении пока нет. Надо сказать, что все сравниваются с таким мэтром, как VMware, хотя российские гипервизоры не сильно дотягивают до него, но очень стараются. В ближайшие два года, скорее всего, у них будет тот функционал, который полностью удовлетворит и клиентов, и облачных провайдеров.

Рынок сейчас больше сосредоточен на том, как правильно и хорошо сделать IaaS, предоставляя лучший сервис именно в IaaS. Опираясь на наши кейсы, люди приходят после IaaS за VDI, арендой GPU, так как бизнес стал активно внедрять искусственный интеллект, и за информационной безопасностью.

Раньше организации было достаточно использовать несколько базовых сервисов. Сегодня, чтобы обеспечить устойчивость ИТ-инфраструктуры, нужно сочетание различных решений. Как понять, какие именно облачные услуги нужны для реализации бизнес-задач?

Мы всегда отталкиваемся от задачи того бизнеса, который к нам приходит: организуем встречи с клиентом, чтобы узнать его цель, ожидания и потребности. Зачастую выясняется, что заказчик о многом не подумал, что-то забыл, поэтому мы себя позиционируем не просто как облако, а как интегратор, который помогает бизнесу понять, какой пакет сервисов ему нужен.

Создается "дорожная карта", где подробно расписываются сроки реализации проекта, на каких этапах какой сервис у бизнеса будет развернут, а когда он будет функционировать на 100%.

Мы также можем опираться на опыт других компаний в тех же отраслях и подсказывать клиентам, как правильно сделать, какой набор ИТ-сервисов нужен именно им.

/ Пресс-служба RCloud by 3data

Как собрать все эти сервисы в единую систему, обеспечить их интеграцию?

Здесь все просто, так как есть дата-центры, где можно установить оборудование, и есть облачная инфраструктура с различным набором облачных сервисов. Мы можем дать все это в едином контуре и объединить сетью. Для клиента это будет удобно, потому что он получит все услуги из одного окна. Если мы что-то не можем предоставить из своего портфеля, то привлекаем партнеров.

Зачастую мы делаем единую инфраструктуру на базе наших сервисов, поскольку обычно клиенты уже имеют свои площадки - серверные или сторонние дата-центры - и приходят к нам за расширением. Сетевые специалисты решают, как объединить сети разных локаций клиента и интегрировать облачные сервисы в эту сеть.

Помимо устоявшихся лидеров, на рынке появляются новые компании, растет конкуренция. Как выбрать провайдера, который будет отвечать требованиям и по цене, и по качеству услуг?

Это сложный вопрос, потому что, как правило, качество связано с ценой. У всех разный бюджет, но мы стараемся подстроиться под клиента: если он не вписывается в бюджет, а ему нужно определенное количество ресурсов, мы всегда идем навстречу. У нас гибкая политика по ценообразованию - можем предложить гибкие условия без потери качества. Изначально у нас был фокус на качественный премиум-сервис. И, как правило, если для клиента мы "дорогие", он все равно выберет нас, потому что качество в наше время имеет решающие значение.

Есть ли разница в подходе к выбору провайдера для малого, среднего и крупного бизнеса?

Обычно клиенты решают свои задачи с помощью нескольких провайдеров, таким способом защищая себя. Это свойственно крупному бизнесу, у которого время простоя инфраструктуры исчисляется миллионами рублей. Здесь они выбирают не по стоимости, а по надежности облачного провайдера.

Средний бизнес тоже склонен к этому подходу - он готов платить достаточно большие деньги. Главное, чтобы это работало и было надежно с точки зрения инфраструктуры и информационной безопасности.

С малым бизнесом, конечно, всегда проблемы. Ребята хотят, чтобы было очень качественно и стоило копейки. Здесь тоже есть ряд облачных услуг, которые малый бизнес полностью удовлетворяет, и они тоже достаточно надежны и функциональны.

Сейчас стоит вопрос о замене иностранных решений на отечественные. Какие альтернативы предлагаются на российском рынке виртуализации вместо популярных ранее VMware и OpenStack? Продолжают ли провайдеры предоставлять эти решения?

Как я сказал ранее, в стране есть около 30 игроков, но конкретных лидеров пока нет. Так как все эти решения незрелые, то в ближайшие три года на рынке будет развернута серьезная борьба, поскольку тестирование требует достаточно долгого срока, чтобы понять, насколько продукт хорош. И мы решили тестировать не все 30, а около 20 - это займет порядка года. В этом году мы уже приступили к тестированию ряда платформ виртуализации. Ожидаем, что к первому кварталу 2025 года закончим тестирование и определим явных лидеров, с которыми будем сотрудничать.

Пока сложно ответить, кто может показать достойные продукты для нужд рынка облаков. Наша команда, которая тестирует их, в шоке от того, что альтернативы российских игроков очень сильно не дотягивают до VMware. И речь не о какой-то интересной фиче, а о базовом функционале: начиная от времени развертывания, заканчивая эксплуатацией. Мы надеемся, что это будет решено максимум за три года.

Перед бизнесом часто встает дилемма: строить собственную ИТ-инфраструктуру или использовать сторонние ресурсы, например, облака. Какой из этих подходов более выгоден и эффективен?

Обычно это зависит от бизнес-модели, но в итоге все исходят из выгоды. Если нет особых требований регуляторов, то компании рассматривают публичные облака.

В последние годы многие стали сравнивать эти два подхода. И в оценку обычно входит срок жизни проекта, стоимость покупки своего железа и подписки на ресурсы за весь период. Но, к сожалению, редко учитывается ряд важных факторов: затраты на запчасти и размещение оборудования, электричество, обслуживание серверной, команда, которая обслуживает инфраструктуру и т.д. Компании не учитывают, что на рынке есть модель "Pay as you go", при которой оплата идет только за время, когда ресурсы используются, а они считают, сколько будет стоить 100% ресурсов за 100% времени. Еще нужен апгрейд парка серверов - он ложится на плечи провайдера облаков. Но я не видел, чтобы это кто-то учитывал, а это одна из самых больших статей расходов. Когда рассказываешь заказчикам про все эти аспекты, они начинают по-другому смотреть на аренду ресурсов, на гибридную модель.

В облаках самое главное - возможность мгновенного масштабирования ресурсов. Причем возможности провайдеров по расширению облаков полностью удовлетворяются внезапному или потенциальному росту ИТ-инфраструктуры бизнеса, а у бизнеса такое же самостоятельное расширение при закупке ИТ в свой парк занимает от одного до трех месяцев без учета самих тендеров, поэтому компании часто выбирают модель "подписки".

Сейчас ИТ-инфраструктуры компаний мигрируют из зарубежных в российские облака. Смогут ли отечественные облачные сервисы выйти на международный рынок, конкурировать с глобальными игроками?

У ряда облачных игроков уже есть кейсы с европейскими и американскими компаниями, но это в основном пилотные инсталляции. Некоторые из них рассказывают, что к ним приходили компании из Европы и Америки и интересовались, что же есть на нашем рынке. На вопрос, зачем им это, если у них есть VMware, они отвечали, что последние полтора года у VMware сильно изменилась политика лицензирования, и цены растут, что стало серьезной статьей затрат экономической модели облачных провайдеров.

Если никаких технологических препятствий у отечественных сервис-провайдеров при внедрении российских гипервизоров не возникнет, то они смогут догнать и даже обогнать VMware, потому что те вызовы, которые бросили нам в последние три года, впечатляют. Все, кто занимаются рынком ПО, за это время смогли сделать многое. Просто период, за который реально довести программные продукты до стоящего уровня, достаточно большой по времени. Разработчики ПО, которые уже давно на рынке, скорее всего, станут лидерами, потому что у них сформировавшаяся команда и большой опыт.

У российских решений есть будущее. В России - точно. В мире же все будет зависеть от санкционной политики и информационной безопасности. Наверно, маленький сегмент рынка наши компании смогут завоевать, но я не думаю, что это будет что-то глобальное.

Какой главный страх сейчас стоит перед провайдерами?

Многие провайдеры сейчас работают на VMware, поэтому главный страх - полное прекращение его работы и сложности в поддержке продуктов. Также некоторые боятся трудностей при поставке оборудования, строительстве новых серверных инфраструктур и вводе их в эксплуатацию.

Но в последние три года условия улучшаются: относительно 2022 года снизились цена и сроки поставки. Интересно, что серверное оборудование нам стали поставлять быстрее, чем до введения международных санкций. Тем не менее это достаточно зыбкая ситуация, которая может в любой момент поменяться.

Как сейчас обстоят дела с кадрами на облачном рынке? Где искать специалистов?

С кадрами сейчас проблема во всем ИТ. Облачного рынка это тоже коснулось. Это связано не с тем, что многие уехали. Проблема, скорее, в демографической яме 1990-х годов - у нас просто нет людей, которые могут работать в ИТ. К слову, многие уже вернулись обратно и спокойно нашли работу.

Мне также неизвестна ни одна программа в ВУЗе, которая готовит специалистов в сфере виртуализации. Студенты или выпускники не знают базовых вещей, но компании готовы брать и таких, главное, чтобы человек был с "головой". Отмечу, что также существует множество курсов, с которых можно начать и вырасти специалистом отрасли.

Мы постоянно нанимаем новых людей, и поиск специалиста уровня эксперта занимает от трех до восьми месяцев. Эта проблема была и до 2022 года, сейчас же мы наблюдаем ухудшения - срок поиска возрастает.

Мы нашли решение для себя в виде собственного обучения сотрудников. Частые случаи, когда со стартовых позиций у нас вырастали специалисты самого высокого уровня по тем или иным направлениям за счет внутреннего обучения. Думаю, что это один из путей решения кадрового вопроса для многих ИТ-компаний.

Есть мнение, что облачные провайдеры не так надежны с точки зрения кибербезопасности. Так ли это на самом деле? Какие инструменты использует RCloud by 3data для обеспечения безопасности данных в облаке?

Это мнение - миф, потому что сервис-провайдер зарабатывает деньги и, конечно же, следит за безопасностью. Если он виноват в каком-то инциденте, это напрямую повлияет на его доход. Но, когда речь идет об инфраструктуре бизнеса, где работает локальная команда администраторов, максимум - могут уволить специалиста по безопасности. На наш взгляд, когда бизнес берет гибридную модель или переезжает в облако, то он защищен лучше, чем в своей инфраструктуре.

У нас есть несколько периметров безопасности, то есть мы используем различные средства. Также ежегодно проходим тест на проникновение - пентест. В этом году мы получили сертификат по федеральному закону "О персональных данных" - это означает, что мы можем хранить персональные данные, а наша инфраструктура серьезно защищена. Еще каждый год у нас планируются новые внедрения с точки зрения сервисов по информационной безопасности.

Какая существует основная проблема, которая может возникнуть при использовании облачных технологий? Как ее избежать?

Она связана с кибербезопасностью. Обычно локальные провайдеры, которые, например, предоставляют сервис в конкретном бизнес-центре или небольшом городе, не должным образом следят за своей инфраструктурой. Они обычно исходят из того, что у них просто нет своей команды, отвечающей за информационную безопасность. Чтобы избежать этой проблемы, бизнес должен прежде всего попросить различные отчёты по аудитам информационной безопасности, потребовать соответствующие сертификаты. Плюс в договоре можно прописать штрафы за инциденты.

Какой вы видите стратегию развития RCloud by 3data в ближайшие пять лет?

Мы изначально шли в сторону облачного агрегатора, платформа которого позволяет дать множество услуг разных облачных провайдеров через единый портал. Сначала была ставка на премиум-сервис и функционал этого портала.

Уже сейчас наша платформа обладает тремя очень важными для клиентов аспектами: возможность управления разными облачными сервисами через одно окно, поддержка по всем провайдерам через единую техническую поддержку и биллинг по всем провайдерам по одному счету.

В ближайшие годы мы будем развивать ветку с маркетплейсом, которая у нас уже запущена. В ней мы размещаем всех желающих партнеров с их ИТ-решениями, но которые нельзя включить по клику. То есть можно просто выбрать услугу и оставить заявку - обычно это связано с решениями по покупке ПО или услугам информационной безопасности. Наш маркетплейс активно растет, и мы всегда рады новым партнерам.

Также в приоритете для нас развитие технической поддержки. Уже сейчас мы принимаем заявки не только по нашей зоне ответственности, но и по клиентской. Заказчики часто просят помочь что-то настроить внутри их ресурсов и сервисов. Можно сказать, что мы становимся облачными системными администраторами, которые не только предоставляют IaaS, но и работают внутри готовой инфраструктуры.

Реклама, ООО "Русские облака", ИНН 7703799100
erid:F7NfYUJCUneLuWCriXZd
Сервисы