17.09.2024 14:45
Происшествия

Почему пропадают и гибнут вертолеты в России

Текст:  Наталия Ячменникова
Накануне в Зейском районе Амурской области произошла катастрофа вертолета Robinson R66, принадлежащего золотодобывающей компании. Сработал аварийный маяк. Вертолет прекратил выходить на связь. По информации Межгосударственного авиационного комитета, пилот и два пассажира погибли. Вертолет разрушен. Сформирована комиссия по расследованию, которая приступила к работе.
Читать на сайте RG.RU
Комментарий

Валерий Шелковников, президент Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов", Почетный председатель Совета Международного общественного движения "Аэронавигация без границ":

- Всегда рассматриваются три основные версии авиационного происшествия: техническая неисправность воздушного судна, ошибка пилотирования и неблагоприятные погодные условия. Поэтому давайте не спешить. Специалисты разберутся. Давайте о другом. Никогда не бывает авиакатастрофы по одной причине. Нужно говорить об ошибках системы в целом. А они могут быть как явными, так и скрытыми.

Да, может отказать техника. Поэтому ее разработчики руководствуются специальными нормами летной годности.

Что известно о "вертушке"? Робинсон R66 - легкий вертолет, часто используемый в частных и коммерческих целях, включая перевозки и осмотр территорий. Одна из проблем западной техники в том, что она "не умеет прощать". Даже минимальных нарушений или отклонений от технических требований, правил летной и технической эксплуатации. Вообще вертолеты очень чувствительны к конструктивно-производственным недостаткам и ошибкам пилотирования.

Важнейший вопрос: наземные службы были уведомлены о данном полете? Почему я об этом говорю? К сожалению, это одно из самых частых нарушений, которые допускаются при полетах вертолетов.

За примером далеко ходить не надо. Так, 12 июня в Свердловской области упал Робинсон R44. На борту находились командир и пассажир. Вертолет получил повреждения, но люди, к счастью, остались живы, хотя и получили серьезные травмы. По информации МАК, полет выполнялся без плана, разрешения и уведомления. Отсутствует сертификат летной годности воздушного судна.

Транспортная прокуратура опубликовала фото с места крушения вертолета

Не устаю повторять: законы в авиации написаны кровью. Нарушать их - преступление.

К сожалению, ЧП с вертолетами на Дальнем Востоке случаются нередко. Напомню: 31 августа на Камчатке разбился Ми-8Т RA-25656 "Витязь-аэро". Погибли 22 человека.

Первые кадры с места крушения вертолета Ми-8 на Камчатке

А три года назад, 12 августа 2021 года в результате столкновения с препятствием на вертолете Ми-8Т той же авиакомпании в районе кордона Озерный Курильского озера погибли восемь человек из 16 находившихся на борту…

На Камчатке потерпел крушение вертолет Ми-8

Нет идеально надежной техники. Могут ошибиться и пилоты. Но нет никаких оснований для того, чтобы безопасность полетов вертолетов в принципе была ниже безопасности полетов самолетов.

Мировое золотое правило для командира любого воздушного судна: знай, где находишься, где следует находиться, где находится земля и препятствия. Приведу пример из личного опыта. В 1990 году группа самолетов Федерации любителей авиации СССР выполнила полет на самолетах Як-18 Т по маршруту Тушино - Сиэтл-Тушино. Половина маршрута проходил над горами. Не было штурманов, GPS и Глонасс. Было жесткое требование руководителя перелета перед каждым вылетом о соблюдении этого мирового золотого правила. Поэтому мы вернулись целы и невредимы.

Как разгадки причин авиакатастроф меняли мировую авиацию

Часто смотрят на возраст самолетов и вертолетов. Так вот, возраст - это абсолютно не тот показатель: критерий для авиатехники - летная годность. Есть американский самолет С-130 "Геркулес", который эксплуатируется уже 50 лет. Американцы не побоялись объявить, что продлевают своему "Геркулесу" ресурс до 2030 года. Но, конечно, для этого они обязались сделать многое - доработать двигатели, авионику, создать мощную систему диагностики.

Эксперты в области безопасности полетов не первый год бьют во все колокола: Россия остается одной из немногих стран мира, где вопреки стандартам ИКАО не решен вопрос маркировки высоковольтных проводов ЛЭП. Линии электропередач не маркированы шарами, позволяющими видеть их в светлое время суток, не маркированы светящимися элементами, позволяющими видеть их в темное время суток; не нанесены на аэронавигационные карты.

В этом году это уже, как минимум, вышедшее за десятку авиационное происшествие с вертолетами. По имеющимся данным, катастрофы унесли свыше 30 жизней. Идут расследования.

Справка "РГ"

Для всех моделей вертолетов Robinson практический потолок составляет 1500 метров, а теоретический достигает 4250 метров. Из общих характеристик:

Аварии и катастрофы ДФО Амурская область