Валерий Шелковников, президент Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов", Почетный председатель Совета Международного общественного движения "Аэронавигация без границ":
- Всегда рассматриваются три основные версии авиационного происшествия: техническая неисправность воздушного судна, ошибка пилотирования и неблагоприятные погодные условия. Поэтому давайте не спешить. Специалисты разберутся. Давайте о другом. Никогда не бывает авиакатастрофы по одной причине. Нужно говорить об ошибках системы в целом. А они могут быть как явными, так и скрытыми.
Да, может отказать техника. Поэтому ее разработчики руководствуются специальными нормами летной годности.
Что известно о "вертушке"? Робинсон R66 - легкий вертолет, часто используемый в частных и коммерческих целях, включая перевозки и осмотр территорий. Одна из проблем западной техники в том, что она "не умеет прощать". Даже минимальных нарушений или отклонений от технических требований, правил летной и технической эксплуатации. Вообще вертолеты очень чувствительны к конструктивно-производственным недостаткам и ошибкам пилотирования.
Важнейший вопрос: наземные службы были уведомлены о данном полете? Почему я об этом говорю? К сожалению, это одно из самых частых нарушений, которые допускаются при полетах вертолетов.
За примером далеко ходить не надо. Так, 12 июня в Свердловской области упал Робинсон R44. На борту находились командир и пассажир. Вертолет получил повреждения, но люди, к счастью, остались живы, хотя и получили серьезные травмы. По информации МАК, полет выполнялся без плана, разрешения и уведомления. Отсутствует сертификат летной годности воздушного судна.
Транспортная прокуратура опубликовала фото с места крушения вертолетаНе устаю повторять: законы в авиации написаны кровью. Нарушать их - преступление.
К сожалению, ЧП с вертолетами на Дальнем Востоке случаются нередко. Напомню: 31 августа на Камчатке разбился Ми-8Т RA-25656 "Витязь-аэро". Погибли 22 человека.
А три года назад, 12 августа 2021 года в результате столкновения с препятствием на вертолете Ми-8Т той же авиакомпании в районе кордона Озерный Курильского озера погибли восемь человек из 16 находившихся на борту…
На Камчатке потерпел крушение вертолет Ми-8Нет идеально надежной техники. Могут ошибиться и пилоты. Но нет никаких оснований для того, чтобы безопасность полетов вертолетов в принципе была ниже безопасности полетов самолетов.
Мировое золотое правило для командира любого воздушного судна: знай, где находишься, где следует находиться, где находится земля и препятствия. Приведу пример из личного опыта. В 1990 году группа самолетов Федерации любителей авиации СССР выполнила полет на самолетах Як-18 Т по маршруту Тушино - Сиэтл-Тушино. Половина маршрута проходила над горами. Не было штурманов, GPS и Глонасс. Было жесткое требование руководителя перелета перед каждым вылетом о соблюдении этого мирового золотого правила. Поэтому мы вернулись целы и невредимы.
Часто смотрят на возраст самолетов и вертолетов. Так вот, возраст - это абсолютно не тот показатель: критерий для авиатехники - летная годность. Есть американский самолет С-130 "Геркулес", который эксплуатируется уже 50 лет. Американцы не побоялись объявить, что продлевают своему "Геркулесу" ресурс до 2030 года. Но, конечно, для этого они обязались сделать многое - доработать двигатели, авионику, создать мощную систему диагностики.
Эксперты в области безопасности полетов не первый год бьют во все колокола: Россия остается одной из немногих стран мира, где вопреки стандартам ИКАО не решен вопрос маркировки высоковольтных проводов ЛЭП. Линии электропередач не маркированы шарами, позволяющими видеть их в светлое время суток, не маркированы светящимися элементами, позволяющими видеть их в темное время суток; не нанесены на аэронавигационные карты.
В этом году это уже, как минимум, вышедшее за десятку авиационное происшествие с вертолетами. По имеющимся данным, катастрофы унесли свыше 30 жизней. Идут расследования.
Для всех моделей вертолетов Robinson практический потолок составляет 1500 метров, а теоретический достигает 4250 метров. Из общих характеристик:
- Пассажировместимость: 4 человека
- Длина: 11,66 м
- Высота: 3,48 м
- Вес пустого: 585 кг
- Масса снаряженного: 1225 кг
- Силовая установка: 1 × Rolls-Royce RR300 турбовальный, 300 л.с.
- Максимальная скорость: 260 км/ч
- Крейсерская скорость: до 204 км/ч
- Дальность полета: ~650 км