Обслуживание оборота наличных стало дороже, говорит директор департамента наличного денежного обращения ЦБ Василий Прокофьев. Банки оптимизируют свои бизнес-процессы и уходят с рынка инкассаторские компании, а тарифы растут. Нужны приемлемые решения как для потребителей, так и для поставщиков услуг, считают в Центробанке.
"Сегодня этот рынок, если мягко говорить, переживает не самые лучшие времена: рентабельность падает, часть поставщиков услуг сворачивают свою деятельность, остальные вынуждены повышать тарифы и оптимизировать собственные затраты зачастую в ущерб качеству", - отмечает Прокофьев.
Чтобы улучшить ситуацию, в Банке России хотят ввести реестр компаний, стандартизировать тарифы, расширить круг участников рынка инкассаторских услуг, привлекать их в регионы, где предложение не соответствует спросу, а также регулировать всю отрасль целиком, а не только банки, следует из доклада ЦБ.
Услуги перевозки наличных в России оказывают и специализированные компании, и "серые" инкассаторы.
Это сотрудники ЧОП, которые сопровождают людей, перевозящих деньги. Есть еще и "черные", о которых в документе регулятора не упоминается - невооруженные курьеры, которые возят деньги на обычных машинах.
Регулирование должно быть усовершенствовано, считает председатель правления ассоциации "НДО" Елена Меланич. Сейчас, например, ЦБ не контролирует организации, занимающиеся перевозкой ценностей. Эти же компании, по словам эксперта, могут привлекаться и для перевозки наличных денег. "Возникает конкуренция между организациями, которые подчиняются разным правилам и, соответственно, имеют разные затраты", - говорит Меланич.
Тот факт, что Банк России впервые в мировой истории центральных банков опубликовал консультативный доклад, посвященный наличным деньгам, говорит о значимости наличных и необходимости укрепления устойчивости этой отрасли, считает эксперт. Отраженные в этом документе проблемы видны как поставщикам услуги инкассации и перевозки ценностей, так и пользователям. "ЦБ выносит на широкое обсуждение вопросы, решение которых направлено на принятие сбалансированных и компетентных решений для укрепления устойчивости наличного денежного обращения в нашей стране", - рассказала она.
Обращает на себя внимание, что сокращение розничных платежей наличными и объемов перевозимых денег снизило маржинальность участников рынка. Отдельные компании долго использовали демпинговую политику - для сохранения своих позиций искусственно занижали тарифы. И у клиентов формировалось заниженное представление о справедливых ценах на услуги.
"За счет десятилетия демпингования все почему-то привыкли к тому, что инкассация была чем-то вторичным. Банки продавали другие услуги и за инкассацию брали 0,1-0,2% от суммы, - рассказал "РГ" Алексей Войлуков, МВА-профессор бизнес-практики по цифровым финансам РАНХиГС. - Потом тарифы пошли вверх, кто-то стал брать 0,5%. Бизнесу это, конечно, не понравилось".
Но можно посмотреть на ситуацию и с другой стороны, добавил профессор. В магазине стоит тот же терминал, где принимают банковские карты. За это предприниматель может платить 1,5%, чтобы деньги зачислили на счет, а за прием наличных - 0,5%. То есть в первом случае - в электронном виде, а во втором случае - физическом. И деньги нужно довезти, а это более затратно. "Естественно, комиссия 1,5% уже давно зашита в стоимость товара", - заметил Войлуков. А инкассаторам, если отталкиваться от этого примера, нужно отдать только треть из них.
Демпинг осложнил положение на рынке до такой степени, что крупные игроки стали даже сворачивать этот вид своей деятельности из-за убытков, отмечают в Банке России. "В отдельных регионах это привело к монополизации рынка инкассации, перевозки наличных денег, а где-то явственно обозначился риск возникновения "пустующих" рынков", - говорится в докладе регулятора. Последняя проблема особенно касалась малых населенных пунктов, удаленных и труднодоступных территорий. В итоге распределение компаний-перевозчиков по стране оказалось крайне неоднородно. Если в одних регионах их насчитываются десятки, то в других может присутствовать только один.
Сейчас крупнейшие игроки на рынке инкассации и перевозки наличных денег - объединение "Росинкас" (которое в том числе обеспечивает деятельность регулятора по организации налично-денежного обращения), Сбербанк и ФГУП ГЦСС, или "Спецсвязь", - обеспечивают примерно 85% всего объема совершаемых операций. Первые две компании занимаются инкассацией, последняя - только перевозкой денег. Но тот же "Росинкас" присутствует не во всех городах и регионах, рассказал Войлуков. И там остается выбор: либо "серые" перевозчики, либо сам бизнес. Как отметил эксперт, проблемы с инкассацией наличных денег привели к уходу двух крупных игроков: "Финчер" (бывший "Бринкс") и "Инкахран" покинули рынок в 2021 и 2023 году соответственно.
"Значительные изменения рынка в региональном разрезе произошли после ухода двух крупных игроков с разветвленной сетью подразделений", - подтверждают в ЦБ. Оставшиеся участники рынка столкнулись с наплывом клиентов, что отразилось на стоимости и качестве услуг, причем ценообразование вызывает вопросы у потребителей. "Плата за одну операцию перевозки наличных денег может составлять от 300 руб. до 50 тыс. руб. По данным перевозчиков - от 500 руб. до 12 тыс. руб. Большинство клиентов платят за инкассацию или перевозку от 0,1 до 0,3% от объема наличных денег", - отмечают в ЦБ. Есть те, кто платит больше - 0,5% и выше. А эти цифры бизнес считает завышенными. Если до 0,3%, то приемлемо, следует из опроса регулятора.
Ситуацию усугубляет то, что на рынке нет прозрачности тарифной политики: некоторые поставщики требуют за свои услуги абонентскую плату, другие - за разовые выезды. Подходы к определению абонентской платы также различаются: или процент от суммы инкассируемой выручки за месяц, или в абсолютном выражении.
Но поставщиков услуг тоже можно понять: они сталкиваются с кадровым дефицитом, дорожающими автомобилями, запчастями и даже штрафами за парковку. "Далеко не всегда удается подъехать к объектам инкассации на безопасное расстояние без нарушения правил дорожного движения", - говорят в ЦБ.
В ЦБ предлагают изучить возможность отмены НДС с комиссии за услуги инкассации наличных денег, что снизит себестоимость услуг. Рассматривает регулятор и внедрение дифференцированного подхода: в регионах с развитой конкуренцией устанавливать нижний порог тарифов для борьбы с демпингом, а там, где поставщик один, установить государственное регулирование тарифов либо верхний и нижний пределы для предотвращения злоупотреблений.
Вместо услуг классической инкассации можно использовать альтернативные решения: самоинкассацию (зачислять средства через банкомат) и онлайн-инкассацию (через автоматизированную депозитную машину. - прим. "РГ"). Самоинкассация и онлайн-инкассация - части технологического процесса, которые будут развиваться, говорит глава ассоциации "НДО". Но специальный транспорт с инкассаторами все равно должен приезжать к автоматическим устройствам. Поэтому рынку остается рассчитывать, что предлагаемые ЦБ меры регулирования помогут улучшить ситуацию в целом. Сбор обратной связи продлится до ноября 2024 года.