19.09.2024 07:26
УрФО

Что мешает ускорить импортозамещение систем промышленной автоматизации

Как ускорить цифровизацию нефтегазовой промышленности
Текст:  Юлия Санатина
Российская газета - Экономика УРФО: №211 (9453)
По данным Минэнерго России, суммарный эффект от цифровой трансформации к 2035 году превысит 700 миллиардов рублей в год. Речь идет о внедрении различных технологий, но в первую очередь - об автоматизированных системах управления технологическими процессами (АСУ ТП). По оценке экспертов, рынок такого оборудования в 2023 году вырос наполовину, хотя еще не восстановился до доковидного уровня. О перспективах и проблемах импортозамещения в этом секторе рассказал генеральный директор компании "УльтимаТек" Павел Растопшин.
Павел Растопшин: В стране отсутствуют адресные меры господдержки частных производителей систем АСУ ТП, в отличие от ИТ-компаний. / Пресс-служба "УльтимаТек"
Читать на сайте RG.RU

Чем обусловлен столь значительный рост?

Павел Растопшин: Массовым запуском проектов техперевооружения и модернизации производств при кратном росте стоимости оборудования. Рекордное увеличение мощностей, которое зафиксировал Банк России, требует полномасштабной автоматизации - и управления технологическими процессами, и производством в целом: ручное управление в сегодняшних условиях снижает эффективность и тормозит развитие бизнеса.

Каков сегодня уровень автоматизации российских предприятий?

Павел Растопшин: По нашим наблюдениям, в добывающей и обрабатывающей отраслях степень проникновения АСУ ТП более 90 процентов на крупных и около 70 - на средних предприятиях.

Но когда охват достигнет 100 процентов, рост рынка остановится?

Павел Растопшин: Нет, ведь в 2027-2030 годах увеличится количество эксплуатируемых средств промышленной автоматизации, требующих замены. К росту инвестиций в эту сферу приведут и необходимость повышения эффективности производства в высококонкурентных отраслях, и повышение доступности новых технологий (например, IIoT).

Еще один драйвер рынка - необходимость выполнения регуляторных требований, увеличивающая число внеплановых проектов модернизации АСУ ТП.

Это связано с тем, что АСУ ТП отнесены к критической информационной инфраструктуре (КИИ)?

Павел Растопшин: Да, на них распространяются требования регуляторов, ограничивающие использование импортного ПО к 2030 году. Отчасти поэтому основной спрос сегодня приходится на компании с госучастием - главным образом его формируют предприятия ТЭК и энергетики, которые активно занимаются импортозамещением АСУ ТП, в том числе ведут собственные разработки. Частные корпорации пока занимают выжидательную позицию, связанную и с техническим превосходством западных систем над российскими аналогами, и с недостаточно жесткой политикой регуляторов, и, конечно, высокими затратами на импортозамещение с учетом отложенных эффектов от таких проектов.

Казалось бы, после ухода западных вендоров у бизнеса особого выбора нет…

Павел Растопшин: Это не совсем так. Например, на рынке оборудования верхнего уровня (HMI, SCADA) высока доля параллельного импорта, судя по данным тендерных площадок и таможенной статистики. Кроме того, бизнес стремится максимально продлить работоспособность имеющихся систем (срок эксплуатации импортных АСУ ТП составляет в среднем 10-15 лет, но порой доходит и до 30). Хотя сегодня это весьма проблематично: с уходом вендоров прекратились поставки запчастей и компонентов, значительная часть их поступает по параллельному импорту, что означает длительные сроки и высокую стоимость. К тому же построенные на базе проприетарных (защищенных авторскими правами. - Прим. ред.) продуктов импортные системы закрыты для дальнейших доработок, и их практически невозможно совмещать с решениями других вендоров. При этом, даже если ранее установленные системы продолжают функционировать, нет гарантии, что не произойдет отключения ПО, которое поставит под удар все производство.

Ручное управление снижает эффективность и тормозит развитие бизнеса

Несмотря на эти риски, мы наблюдаем большой процент компаний, которые не имеют плана импортозамещения.

С чем это связано?

Павел Растопшин: Ключевые проблемы, с которыми сталкиваются потребители при внедрении отечественных решений, - это недостаточные зрелость и комплексность российских продуктов по сравнению с западными аналогами, а также неразвитость сервиса. Пример: до сих пор отсутствует полноценный аналог систем класса РСУ (распределенная система управления. - Прим. ред.) для управления непрерывными процессами на опасных производствах (нефтехимия, нефтепереработка).

Для более глубокого изучения этих проблем и возможностей их преодоления наша команда при поддержке и участии Минпромторга РФ и в партнерстве с производителем ИТ-решений "Аквариус" и рядом других российских софтверных компаний проводит масштабное исследование рынка АСУ ТП. В проекте будут учтены результаты открытых опросов, анализ госзакупок, референс-листов и таможенной статистики, а также глубинных интервью о ситуации в крупнейших промышленных холдингах.

Какие причины отставания можно определить сейчас?

Павел Растопшин: Сегодня у отечественных производителей оборудования практически стопроцентная зависимость от китайских компонентов, что вкупе с ухудшающимися расчетами между Китаем и РФ увеличивает риски.

Также одним из барьеров является информационная безопасность. Импортозамещение АСУ ТП влечет за собой необходимость замены операционной системы Windows на Linux, а также перехода на отечественные средства защиты информации, и все эти продукты необходимо тестировать в связке с разрабатываемыми решениями АСУ ТП.

Все это затратные и технологически сложные мероприятия, поэтому бизнес не торопится внедрять российские решения, если он не обязан это делать. Кстати, выбор объектов для присвоения значимой категории (для которой неизбежен переход на отечественное оборудование и ПО) до сих пор является прерогативой самих компаний, а не регулятора, что приводит к занижению ими значимости и замедлению перехода на российские АСУ ТП.

Что следовало бы предпринять, чтобы его ускорить?

Павел Растопшин: Сегодня в стране отсутствуют адресные меры господдержки частных производителей систем АСУ ТП, в отличие, например, от ИТ-компаний. По моему мнению, нужен государственный заказ на такие системы либо консолидированный заказ от бизнеса на проектирование, разработку и внедрение АСУ ТП. Для наращивания экспертности в данном направлении хорошей практикой стало бы выделение промышленных объектов в качестве тестовых площадок для отработки отечественных технологий и программно-аппаратных комплексов.

Ускорить развитие внутреннего рынка систем автоматизации помогают отраслевые интеграторы, которые глубоко погружены в специфику и понимают потребности промышленных предприятий. Для составления грамотного ТЗ и постановки задач разработчику необходимо регулярно контактировать с работниками предприятия-заказчика, наблюдать и анализировать технологические процессы, разбираться в решениях от разных вендоров, уметь их совмещать и обучать пользователей эксплуатировать новые системы. Подобную работу невозможно осуществлять каждому отдельному разработчику, а при альянсном подходе нескольких ИТ-компаний и поддержке соответствующих министерств все реально.

УрФО